Chevrolet Lacetti – что нужно знать о проставках из полиуретана. Часть 6

 

Chevrolet Lacetti – что нужно знать о проставках из полиуретана. Часть 6

Пятую статью цикла мы посвятили рассказу о сравнении металлических и полиуретановых проставок для Шевроле Лачетти. Ведь металлические проставки пользуются огромной популярностью и их предлагает большинство автомагазинов. Мы доказали, что вопреки рекламе, никаких преимуществ у металлических проставок нет, а вот недостатков хватает. Теперь мы сравним полиуретановые проставки еще с одним популярным способом увеличения дорожного просвета, который широко рекламирует большинство автомагазинов. Речь пойдет об автобаферах. Мы проанализируем все их преимущества, о которых заявляют продавцы, а также оценим все недостатки и сравним с обычными полиуретановыми проставками.

Что такое автобаферы

Под этим названием многие магазины предлагают своим клиентам полиуретановые межвитковые проставки для увеличения клиренса. Автобаферы обходятся недорого, а для их установки не потребуется никакого специального оборудования, достаточно лишь домкрата и чистой тряпки с мыльным раствором. Кроме того, межвитковые проставки делают подвеску чуть жестче, что в первое время создает иллюзию улучшения управляемости. Все это является причиной огромной популярности автобаферов, однако мало кто из устанавливающих эти проставки, думает о последствиях. Ведь любое вмешательство в отлично сбалансированную подвеску Лачетти только ухудшает ее работу. Баланс подвески смещен в сторону управляемости и устойчивости, но при этом обеспечивается достаточная живучесть сайлентблоков и амортизаторов. Установка автобаферов не только не улучшает устойчивость и управляемость (несмотря на субъективные ощущения), но еще и сильно срезает ресурс амортизаторов и сайлентблоков.

Чтобы разобраться в причинах этого, необходимо вспомнить, как работает подвеска легкового автомобиля. Основная задача подвески – обеспечение постоянного зазора между днищем машины и дорогой, то есть поддержка кузова. Отсюда и название, ведь кузов находится в подвешенном состоянии. Во время движения колеса двигаются то вверх, то вниз, в зависимости от рельефа дороги. Скорость и дальность хода колеса при движении вверх зависит от скорости движения, жесткости пружины, массы кузова и характеристик амортизатора. Скорость колеса при движении вниз зависит от жесткости пружин и настроек амортизатора. Установка автобаферов не только немного увеличивает жесткость пружин, но и сильно меняет характеристики амортизатора, ведь его работа напрямую зависит от соотношения объемов верхней и нижней камеры. Автобафер поднимает машину на 30–50 миллиметров и на эту же величину сдвигается вверх поршень амортизатора, уменьшая объем верхней камеры.

В таком режиме амортизатор меняет свои характеристики, из-за чего возрастает жесткость на сжатие и снижается жесткость на растяжение. Когда машина наезжает на препятствие, колесо подпрыгивает, причем высота прыжка зависит от формы препятствия и скорости движения. Чем круче и выше препятствие, тем выше подпрыгнет колесо. Однако скорость движения влияет гораздо сильней, поэтому между ней и высотой прыжка квадратичная зависимость. Именно поэтому Шевроле Лачетти может без какого-то серьезного ущерба для подвески проезжать по разбитым участкам дороги, если скорость достаточно мала. После установки автобаферов, характеристики подвески меняются и, она становится менее приспособленной для быстрой езды. Ведь одно дело, если пружина максимально гасит рывок колеса, превращая его в плавно нарастающее и спадающее давление на кузов и, совсем другое дело, когда амортизатор передает часть энергии напрямую кузову. В этом случае подпрыгивает не только колесо, но и весь автомобиль, из-за чего перераспределяется нагрузка на все колеса и нарушается управляемость машины и ее устойчивость.

Еще одна серьезная проблема возникает, когда подпрыгнувшее колесо устремляется вниз. Амортизатор должен ограничивать скорость опускания колеса на уровне безопасного значения, но изменение соотношения верхней и нижней камер ухудшает его работу. Из-за этого колесо набирает слишком большую скорость и при столкновении с землей подпрыгивает, после чего повторяется весь цикл работы подвески. Все это сильно ухудшает управляемость и устойчивость машины даже в небольших поворотах. Однако на этом негативное влияние автобаферов не заканчивается, потому что они ослабляют пружины подвески, из-за чего последние со временем лопаются. Ведь несмотря на то, что пружина работает на сжатие и растяжение, металл в ней подвергается крутильным нагрузкам. А когда угол скручивания отличается в разных местах, то появляются зоны с сильным внутренним напряжением металла. На этих участках металл стареет в десятки и сотни раз быстрей, нарушается его кристаллическая решетка и слабеют связи между отдельными молекулами. Через 10–70 тысяч километров после установки автобаферов, пружины лопаются.