Форд Скорпио – ответы на вопросы, касающиеся установки проставок. Часть 12

Форд Скорпио – ответы на вопросы, касающиеся установки проставок. Часть 12

Две предыдущие статьи мы посвятили влиянию проставок на управляемость автомобиля. Мы показали, что их влияние сопоставимо с влиянием качества покрытия дороги и оказывается гораздо меньше влияния, которое оказывает водительское мастерство и адекватность человека, находящегося за рулем. В этой статье мы подробно расскажем о том, как проставки влияют на резкие повороты. Это поможет вам лучше понять поведение автомобиля, благодаря чему вы сможете эффективней избегать аварийных ситуаций.

Влияние проставок на устойчивость машины в резких поворотах

Что такое резкий поворот? Одни оценивают резкость по степени поворота руля, другие по скорости поворота руля. Мы же предлагаем оценивать резкость поворота по центробежной силе. Слабый или плавный поворот создает настолько слабую центробежную силу, что она никак не влияет на автомобиль. Средний поворот создает достаточную центробежную силу, чтобы это ощущалось всеми людьми в машине. Сильный поворот создает настолько мощную центробежную силу, что кузов машины начинает кренить. Резкий поворот создает центробежную силу, достаточную, чтобы снизить сцепление колес одной стороны машины с поверхностью дороги.

Резкость поворота зависит от двух факторов – скорости движения автомобиля и угла поворота руля. На низких (парковочных) скоростях даже полностью вывернутый руль не приводит к появлению сколько-нибудь значимой центробежной силы. На скорости свыше 10–15 километров в час поворот руля до упора уже приводит к появлению ощутимой центробежной силы. Пассажиров и кузов наклоняет в сторону, противоположную повороту, но на этом влияние центробежной силы заканчивается. На скорости свыше 30 километров в час попытка выкрутить руль до упора скорее всего закончится сильным заносом, хотя в некоторых случаях может привести и к опрокидыванию машины.

Влияние скорости на поведение автомобиля в поворотах

Чем выше скорость движения, тем сильней влияние на центробежную силу величины поворота руля. На скорости свыше 100 километров ощутимую центробежную силу создает поворот руля на 1–2 сантиметра. Поворот на 5–7 сантиметров, в зависимости от состояния дороги, может привести как к сильному крену, так и к заносу или опрокидыванию. Почему же это происходит и что влияет на устойчивость машины? Сама по себе центробежная сила не способна создать крен кузова. Она лишь пытается двигать автомобиль максимально прямолинейно. Поэтому крен машины зависит от нее и центра тяжести. Чем ниже центр тяжести, тем ниже воздействие на верхнее плечо рычага, образованного местом соприкосновения колес и земли, центром тяжести и верхней точкой автомобиля.

 Проставки не только увеличивают дорожный просвет, но и поднимают центр тяжести, из-за чего воздействие на верхнее плечо рычага оказывается сильней. Поэтому на автомобиле с проставками ни в коем случае нельзя делать резкие повороты на высокой скорости. В качестве сравнения можно привести такие известные машины, как Ламборджини Дьябло и Рено Логан. Первая машина отличается очень маленькой высотой и низким центром тяжести. Поэтому не только сокращается верхнее плечо рычага, но и весь рычаг оказывается заметно короче. Из-за этого трансформация центробежной силы в крен кузова происходит с заметно меньшим коэффициентом, что позволяет машине совершать гораздо более резкие повороты. Попытка выполнить такой же резкий поворот на Рено Логан закончится лишь тем, что машина кубарем выкатится с дороги. Однако это не говорит о том, что Рено Логан плохая или неуправляемая машина, а всего лишь является свидетельством того, что она предназначена для другой манеры езды. Поэтому установка проставок позволяет безбоязненно ездить по бездорожью, но платой за это становится более сильный крен в резких поворотах.