Как увеличить дорожный просвет Форд Фокус. Часть 6

Как увеличить дорожный просвет Форд Фокус. Часть 6

В предыдущей статье мы начали рассказывать о том, что увеличение дорожного просвета негативно влияет на управляемость автомобиля, ведь меняются углы подвески. В этой статье мы подробно расскажем о том, что и как происходит в подвеске, каким образом влияет на ориентацию колес и можно ли устранить или компенсировать негативное воздействие. Кроме того, мы расскажем о влиянии увеличенного дорожного просвета на такой важный элемент ходовой части, как приводные валы.

Влияние увеличенного клиренса на углы колес

Правильная работа подвески и рулевого управления достигается лишь при верных значениях углов кастора, развала и схождения. Угол кастора описывает отклонение поворотного кулака от вертикальной линии. Угол развала описывает отклонение колеса от вертикальной линии. Угол схождения описывает отклонение колес от прямой горизонтальной линии, проходящей через центр кузова машины по ходу движения. Почему же увеличение дорожного просвета влияет на эти углы? Чтобы понять, почему это происходит, необходимо представить подвеску в виде трех треугольников. Первый треугольник образован следующими вершинами – верхом опорного подшипника (на задней подвеске эта вершина приходится на место соединения пружины и кузова), задним сайлентблоком подвески и центром колеса. Второй треугольник образован следующими вершинами ­– рулевым пальцем, наконечником рулевой рейки и креплением опорного подшипника к кузову. Третий треугольник образован сайлентблоком, соединяющим поперечный рычаг подвески с кузовом или подрамником, шаровой опорой (на задней оси креплением кулака) и местом соединения кузова и опорного подшипника (на задней подвеске пружины).

Первый треугольник образует угол кастора, второй схождения, а третий развал. Увеличение дорожного просвета меняет расстояние от кузова в месте крепления опорного подшипника или пружины до центра колеса, рулевого пальца или шаровой опоры. Изменение длины одной из сторон треугольника при сохранении длины оставшихся сторон приводит к изменению прилегающих к вершинам углов. Поэтому после увеличения клиренса даже на 10 миллиметров, необходимо отрегулировать углы развала, кастора и схождения. Если вы умеете выполнять такие работы самостоятельно, то сможете отрегулировать углы без обращения в автосервис. Если вам устанавливают проставки или пакет плохих дорог в автомастерской, то обговорите с ними проведение этой процедуры. Возможно, они смогут отрегулировать углы. Если же нет, то посоветуют мастерскую, где хорошо выполняют такие регулировки.

Иногда владельцы Форд Фокус пренебрегают такой регулировкой, думая, что ничего страшного не будет. Увеличится износ покрышек и снизится управляемость машины на высоких скоростях. Износ покрышек увеличивается из-за того, что направление вращения колеса не совпадает с направлением движения. В результате колесо не только катится по дороге, но и скользит боком, что и приводит к ускоренному износу. Еще одна причина ускоренного износа – нарушение развала. В этом случае колесо прижимается к дороге не рабочей поверхностью, на которой нарезан протектор, а частично боковой поверхностью, обладающей меньшей прочностью и толщиной.

Ухудшение управляемости происходит как из-за бокового скольжения колеса, так и по причине неправильного прижатия покрышки к дороге. В первом случае колесо в несколько раз легче теряет сцепление с дорогой, уводя машину в занос, а во втором случае пятно контакта протектора с дорогой оказывается очень маленьким, что негативно влияет на сцепление колеса, из-за чего оно даже под небольшой нагрузкой начинает скользить. Опасно это или нет? Если вы ездите неспешно и аккуратно, то особой опасности в этом нет. Если вы любите или вынуждены совершить резкий маневр на высокой скорости, то шанс заноса машины возрастает во много раз. Занос машины на скорости 100 километров в час может привести к столкновению с другими автомобилями, бетонными разделителями или стальными отбойниками. Последствия такого столкновения очень тяжелы, вплоть до летального исхода. Поэтому не экономьте 1–2 тысячи рублей на регулировке развала, схождения и кастора подвески.

Влияние увеличенного клиренса на приводные валы

Миф о негативном влиянии проставок или пакета плохих дорог на приводные валы возник сразу же после появления в свободной продаже первых переднеприводных машин – ВАЗ 2108 и 2109. Несмотря на огромный, по европейским меркам, клиренс, многие владельцы восьмерок и девяток устанавливали проставки, чтобы повысить проходимость машины на бездорожье. И срок службы шарниров равных угловых скоростей (ШРУС или гранаты) резко сокращался. Однако причиной этого были не проставки. Все гранаты, которые приходилось заменять на этих машинах, имели один и тот же дефект – пробитый пыльник и грязную смазку.

 На Форд Фокус ситуация аналогична. Ни проставки, ни пакет плохих дорог не влияют на работу гранат, если увеличение клиренса не превышает 50 миллиметров. Поэтому сократите время между проверками пыльников гранат с 5–10 тысяч километров до 2–3 тысяч, а при частых поездках по плохим дорогам до 1 тысячи километров. Это позволит вовремя заметить дефект пыльника, снять приводные валы и заменить смазку в гранатах, благодаря чему срок их службы не сократится.