Лифтинг внедорожников – что, зачем, почему. Часть 3

Лифтинг внедорожников – что, зачем, почему. Часть 3

Несмотря на общий принцип работы подвески у городских автомобилей и внедорожников, между деталями подвески существует огромная разница. Понимание этой разницы поможет вам правильно выбрать детали для увеличения дорожного просвета. Ведь те решения, которые хороши для города и ровных дорог оказываются как минимум неэффективными на бездорожье. А самые лучше решения для бездорожья ухудшают эксплуатационные характеристики машины на скоростных дорогах.

Особенности работы подвески на бездорожье

Для скоростного автомобиля наиболее важная характеристика подвески – стойкость к боковым кренам. При этом излишняя мягкость подвески является минусом, несмотря на повышение комфортности езды. Поэтому производители машин для хороших дорог вынуждены искать баланс между минимальной жесткостью подвески и стойкостью к боковым кренам. В какой-то мере этот баланс удается соблюсти благодаря увеличению жесткости стабилизатора поперечной устойчивости, ведь на нормальных дорогах машина всегда опирается на дорогу обоими колесами каждой оси.

Для внедорожника такой подход неприемлем, ведь нередки ситуации, когда хорошее сцепление с землей имеют два колеса одной оси и одно колесо другой. В этом случае излишняя жесткость подвески, которая ограничивает рабочий ход амортизатора, может лишить автомобиль возможности эффективно двигаться вперед. В какой-то мере может помочь блокировка дифференциалов раздаточной коробки и обоих мостов, но эта опция сильно снижает надежность деталей. Режим блокировки можно использовать лишь на малой скорости и небольших нагрузках, да и оснащены принудительной блокировкой далеко не все внедорожники.

Еще одно отличие кроется в различных нагрузках на подвеску. При езде на большой скорости основная часть нагрузок поступает в виде вертикальных импульсов средней силы и малой длительности, при этом горизонтальные импульсы очень слабы. При поездках по бездорожью соотношение вертикальных и горизонтальных импульсов сравнивается, а их энергия сопоставима с энергией, появляющейся во время скоростных поездок. Маленькая скорость движения компенсируется большим размером препятствий, которые приходится преодолевать. По этой причине рычаги подвески внедорожников всегда заметно крепче, чем у скоростных машин. Ведь вертикальный импульс эффективно гасят пружина и амортизатор, а горизонтальный импульс через рычаг передается сразу на кузов. Учитывая массу, а значит и инерцию кузова, основная нагрузка приходится на сайлентблоки и рычаги.

 Еще одно отличие внедорожников от автомобилей для ровных дорог заключается в гораздо более сильном воздействии на кузов. Когда машина на высокой скорости переезжает через маленькое препятствие, то подвеска получает очень короткий импульс, который, благодаря амортизатору и пружине воздействует на кузов с небольшой силой, но гораздо большее время. Поэтому нагрузка на места крепления амортизатора и пружины минимальна. На бездорожье размеры препятствий в десятки раз больше, а скорость заметно меньше. Из-за этого подвеска не может растянуть воздействие на кузов по времени, что и приводит к более сильным нагрузкам. Кроме того, движение по ровным дорогам создает крутящих нагрузок на кузов, тогда как на бездорожье это обычное дело. Поэтому и требования к посадочным местам пружин и амортизаторов у внедорожников и машин для хороших дорог сильно отличаются.