Опель Вектра А на российских дорогах или для чего нужны проставки. Часть 10

Опель Вектра А на российских дорогах или для чего нужны проставки. Часть 10

Среди владельцев Опель Вектра А много тех, кто уверен, что проставки снижают ресурс подвески, увеличивая износ сайлентблоков и амортизаторов. Отчасти это является правдой – при неправильной установке проставки действительно серьезно увеличивают нагрузку на эти детали, сокращая срок их службы. В этой статье мы расскажем о влиянии различных проставок и способов их установки на ресурс подвески, это поможет вам определить, какие проставки и способ установки являются оптимальными для Опель Вектра А.

Что влияет на ресурс подвески

При езде по дорогам европейского качества ресурс подвески Опель Вектра А составляет 300–500 тысяч километров. Это связано с тем, что хорошие дороги всегда обладают ровным покрытием, поэтому движение колеса вверх и вниз, минимально. Российские автомобильные дороги таким качеством не обладают, поэтому вертикальное движение колеса гораздо сильней. Каким же образом расходуется ресурс подвески?

Во время наезда на препятствие, колесо и неподрессоренная масса автомобиля (все детали подвески, включая колеса, которые расположены ниже пружин) получает сильный вертикальный толчок, придающий ей мощный импульс инерции. Миновав препятствие, неподрессоренная масса какое-то время еще двигается вверх, продавливая пружину силой инерции. По мере увеличения сопротивления пружины часть инерции начинает расходоваться на подъем кузова. Это происходит растянуто по времени и поэтому плавно. Затем сопротивление пружины сравнивается с силой инерции и колесо замирает в одной точке, после чего начинает двигаться вниз.

Амортизатор подвески гасит скорость движения колеса как вверх, так и вниз. При движении вверх, его сопротивление возрастает пропорционально скорости подъема, поэтому он передает часть энергии кузову, приподнимая его. При движении колеса вниз, сопротивление амортизатора, пропорциональное скорости изменения высоты колеса, не позволяет ему опускаться слишком быстро, что снижает силу удара покрышек о землю, а значит и отскок от земли. Пара пружина-амортизатор гасит до 95 процентов кинетической энергии неподрессоренной массы, остальные 5 процентов приходятся на сайлентблоки (резинометаллические шарниры) подвески.

Пока машина едет по ровным дорогам, нагрузка на амортизаторы и сайлентблоки невелика. При съезде на плохую дорогу нагрузка на эти детали увеличивается согласно классической формуле Эйнштейна, описывающей зависимость энергии от массы и скорости (Е=МС²). В этом случае Е – это сила ударов, которые воздействуют на детали подвески, снижая их ресурс. М – неподрессоренная масса автомобиля, а С – скорость подъема колеса при наезде на препятствие. Переменная С напрямую зависит от двух параметров – скорости движения автомобиля и неровности дороги. Поэтому езда по одной и той же дороге, но с отличающейся в два раза скоростью меняет нагрузку на детали подвески в четыре раза.

Это и является основной причиной ускоренного износа подвески. Водитель ставит проставки (хорошо, если ставит правильно) и начинает считать свою Вектру А эдаким аналогом Нивы или УАЗа, которые проедут по любому бездорожью, а значит, по грунтовке можно носиться на любой скорости. Но ведь проставки, даже правильно установленные, не могут изменить ни хода амортизаторов, ни жесткости пружин. Вот и получается, что водители самостоятельно убивают подвеску из-за технической безграмотности, а виноватыми выставляют проставки. Это ведь проще, чем признать свою вину и изменить манеру езды.