Полиуретановые проставки для Hyundai Elantra – вопросы, ответы, советы. Часть 8

Полиуретановые проставки для Hyundai Elantra – вопросы, ответы, советы. Часть 8

Собираясь устанавливать проставки, вы должны четко понимать, к чему это приведет и как изменится поведение автомобиля, это поможет вам правильно планировать свои действия во время управления машиной. Понимание того, как и почему меняется поведение машины после установки проставок, сохранит вас от необдуманных опасных маневров, а также серьезно снизит вероятность попасть в аварию.

Проставки и управляемость машины

Установка проставок меняет не только дорожный просвет, но и поведение машины на дороге из-за более высокого центра тяжести. Именно поэтому все спортивные и гоночные машины отличаются крайне малым клиренсом, ведь чем выше днище кузова от земли, тем больше плечо рычага, образованного землей и центром тяжести. А чем длинней плечо рычага, тем более эффективно воздействие на него или с его помощью. Дорожный просвет Хендай Элантра соответствует хорошим дорогам с редкими неровностями, что обеспечивает меньшее влияние бокового крена и лучшую управляемость. Но малый дорожный просвет ограничивает проходимость машины на разбитых, неровных и грунтовых дорогах, которых в России очень много. Поэтому владельцам Хендай Элантра приходится выбирать между хорошей управляемостью и возможностью безбоязненно ездить по разбитым, неровным или грунтовым дорогам.

Каким же образом проставки влияют на управляемость машины, ведь для многих водителей даже понятие «центр тяжести» является абстрактным. Чтобы разобраться с процессами, происходящими во время поворота, необходимо представить себе всю последовательность действий. Вот машина едет по ровной дороге, затем водитель принимает решение повернуть в сторону и крутит руль. От руля сигнал поступает к рулевой рейке, затем через рулевые тяги к поворотным кулакам передней подвески, которые, в свою очередь, изменяют направление вращения колес. До поворота колес на машину действовало всего три силы – крутящий момент двигателя, инерция кузова и трение качения, возникающее во время движения шин по дороге. После поворота колес ситуация меняется и появляются новые силы. Сначала возникает сопротивление боковому движению колес, которое пытается изменить траекторию движения кузова с прямолинейной на поворотную. Учитывая массу кузова и связанную с ней инерцию, это потребует некоторого времени, которое зависит от скорости движения, загруженности машины и состояния дорожного покрытия, от 0,01 секунды до нескольких секунд.

Затем сопротивление боковому движению покрышек побеждает инерцию и вынуждает машину двигаться в нужную сторону, что сразу же приводит к появлению центробежной силы. Чем выше скорость движения и больше угол поворота, тем мощней эта сила воздействует на кузов автомобиля, наклоняя его в сторону, противоположную повороту (крен). Кроме того, центробежная сила давит и на покрышки, борясь с их сцеплением с дорогой. Если побеждает центробежная сила, то колеса переходят в режим скольжения, в котором полностью теряют сцепление с дорогой и машину заносит. Если же побеждает сцепление, то машина продолжает движение по заданной траектории. Чем выше цент тяжести, тем раньше начинает проявляться боковой крен, а значит, менее эффективно происходит сам процесс поворота. Но об этом чуть ниже.

Влияние проставок на устойчивость в поворотах

Описанное выше противоборство сцепления колес с дорогой и центробежной силы сохраняется во время всего поворота и если центробежная сила в первую очередь зависит от скорости, то сцепление от состояния дорожного покрытия и покрышек машины. Поэтому даже дорогие машины с хорошей подвеской и качественными покрышками уходят в занос, зацепив одним из колес обочину или скользкий участок. Ведь стоит любому из колес хоть частично потерять сцепление с дорогой, как траектория движения машины меняется. Любой опытный водитель знает – гораздо легче не допустить занос, чем выйти из него, особенно на большой скорости или скользкой дороге. Увеличенный клиренс всегда связан с более высоким центром тяжести, а значит и с большей чувствительностью к центробежной силе, из-за которой давление на колеса с внутренней стороны поворота слабеет.

 По мере ухудшения сцепления колес с землей на одной стороне машины, возрастает нагрузка на колеса с другой стороны, но их структура и рельеф не всегда могут справляться с увеличенной нагрузкой. Если потеряло сцепление лишь одно или два колеса, машину начинает закручивать, но она хоть как-то реагирует на повороты руля. Если же все колеса потеряли сцепление с дорогой, то ни нажатие на педали тормоза или газа, ни повороты руля не помогут вернуть контроль над автомобилем до тех пор, пока связанная со скоростью инерция не окажется меньше сцепления скольжения. Именно поэтому из заноса так сложно выйти, ведь одно или несколько колес теряют сцепление с поверхностью дороги и уже не могут влиять на траекторию движения, а нагрузка на остальные колеса становится слишком сильной и для потери сцепления достаточно любой мелочи. Эти процессы происходят как на машинах с проставками, так и на автомобилях без них, поэтому проставки лишь чуть-чуть увеличивают плечо рычага, образованного центром тяжести. Хороший водитель обязательно учитывает увеличенное плечо рычага или чувствительность машины к боковым кренам и не доводит до ситуаций, когда эти особенности могут повлиять на безопасность езды.