Полиуретановые проставки для Mitsubishi Outlander. Часть 2

Полиуретановые проставки для Mitsubishi Outlander. Часть 2

В предыдущей статье мы рассказали о причинах, побуждающих владельцев Mitsubishi Outlander увеличивать и без того немалый клиренс своих машин, а также о различных способах, которые применяют для этого. Дальше мы расскажем вам о различных видах проставок и особенностях их воздействия на подвеску и поведение автомобиля.

Проставки бывают разные

Автомагазины предлагают различные варианты проставок, которые отличаются по месту установки, материалу, толщине и форме. При этом каждый продавец расхваливает свои проставки, причем его восхищение ими напрямую зависит от цены этих деталей, а эффективность проставок и их влияние на подвеску продавца вообще не заботят. В большинстве случаев продавцы даже не могут толком объяснить, как работают те или иные проставки, какие процессы происходят в подвеске и как меняется поведение машины после их установки. Поэтому хороший водитель не относится всерьез к словам продавца, ведь прекрасно понимает, на что именно влияют проставки, какие процессы, происходящие в подвеске, затрагивают эти проставки и какие материалы и форма оптимальны для его машины.

Металлические проставки причиняют вред подвеске

Металлические проставки в большинстве случаев расхваливаются продавцами, которые упирают на их огромную прочность, благодаря чему опорные подшипники ни на миллиметр не сдвинутся, а значит, не нарушатся и углы кастора колес. При этом продавцы скромно умалчивают, что нагрузки, способные сдвинуть опорные подшипники с полиуретановыми или даже резиновыми проставками, возникают лишь в случае очень сильного удара, который гарантированно гнет нижний рычаг подвески. Это происходит из-за особенностей конструкции подвески Mitsubishi Outlander. На этом автомобиле спереди установлена такая же подвеска, которую применяют и на весьма резвом Мицубиси Лансер, поэтому основная нагрузка приходится не на опорный подшипник, а на сайлентблоки, которые крепят рычаги к кузову.

Спереди на Аутлендере установлена однорычажная подвеска Макферсон, которая состоит из нижних рычагов, шаровых опор, поворотных кулаков, амортизационных стоек и стабилизатора поперечной устойчивости. При этом основная вертикальная нагрузка приходится на опорный подшипник, а вот свыше 95 процентов горизонтальной нагрузки приходится на передний и задний сайлентблоки нижнего рычага подвески. Когда колесо наезжает на препятствие, возникают два вектора приложения сил – вертикальный и горизонтальный, причем соотношение между ними зависит от скорости движения, высоты и формы (крутизны) препятствия. Чем быстрей едет машина, тем сильней горизонтальный вектор, который на хороших дорогах может достигать 2–3 процентов от мощности вертикального вектора. Однако на разбитой дороге или бездорожье ситуация кардинально меняется. Даже на низких скоростях (10–30 километров в час) соотношение векторов нередко составляет 50/50 процентов, а в некоторых случаях на долю горизонтального вектора приходится до 70 процентов всей энергии удара.

Передняя подвеска Макферсон работает аналогично треугольнику с одной изменяемой стороной, при этом его вершины образованы передним и задним сайлентблоками нижнего рычага и опорным подшипником амортизационной стойки. Подвижная сторона треугольника образована передним сайлентблоком подвески и опорным подшипником и на нее же воздействует вертикальный вектор нагрузки. Горизонтальный вектор воздействует на сторону, образованную передним и задним сайлентблоками, поэтому его воздействие на опорный подшипник минимально. Кроме того, оба сайлентблока весьма эффективно гасят горизонтальный вектор нагрузки благодаря упругому наполнителю из резины или полиуретана, из-за чего воздействие горизонтальной нагрузки на подшипник становится еще меньше.

Для того чтобы горизонтального вектора нагрузки хватило на повреждение полиуретановой проставки и срыв с места опорного подшипника, удар должен быть такой силы, что не только разорвет упругий наполнитель сайлентблоков, но и погнет нижний рычаг. Поэтому никаких преимуществ у металлических проставок перед проставками из полиуретана нет. А вот недостаток есть и крайне серьезный. Во время движения по неровной поверхности (грунтовая дорога, разбитая дорога, бездорожье) нередки ситуации, когда пружина успевает сжаться, но для полного распрямления не хватает времени, ведь скорость процесса зависит от жесткости амортизатора.

Если колесо успеет разогнаться перед столкновением с землей, то снова отскочит и весь цикл работы подвески повторится, поэтому амортизатор и не дает пружине слишком быстро распрямляться. Это приводит к тому, что на первой неровности пружина отрабатывает штатно, а вторую и последующие встречает в полностью или частично сжатом состоянии, из-за чего вместо плавного роста нагрузки опорный подшипник получает удар. Из-за большой массы кузова его невозможно моментально поднять, а вертикальный импульс инерции требует выхода, которым становятся сайлентблоки подвески. Из-за этого их упругий элемент разрушается, ведь он не рассчитан на такие нагрузки, поскольку Mitsubishi Outlander не является полноценным внедорожником, а всего лишь кроссовер, хоть и весьма хороший.

 Металлические проставки никак не могут повлиять на эту ситуацию, поэтому нагрузка на сайлентблоки максимальна, а значит, резко сокращается срок их службы. В отличие от металлических проставок, полиуретановые детали обладают хорошей упругостью, поэтому под влиянием сильных нагрузок сжимаются, сглаживая их и растягивая по времени, а затем снова распрямляются до исходного состояния. Поэтому износ сайлентблоков, а значит и нагрузка на амортизаторы в машинах с полиуретановыми проставками в несколько раз ниже, чем в автомобилях с металлическими проставками.