Полиуретановые проставки для Mitsubishi Outlander. Часть 3

Полиуретановые проставки для Mitsubishi Outlander. Часть 3

Магазины автозапчастей предлагают различные детали и компоненты, увеличивающие дорожный просвет автомобилей и особенно рекламируют межвитковые проставки. В этой статье мы расскажем о том, какой эффект оказывают на подвеску межвитковые проставки и почему это происходит.

Межвитковые проставки убивают подвеску

Продавцы в магазинах, расхваливая межвитковые проставки, утверждают, что это самый простой способ увеличения дорожного просвета. Эти слова – правда, но далеко не вся. Межвитковые проставки может вставить любой водитель, способный приподнять машину домкратом, поэтому они действительно очень просты в установке, да и стоят недорого, но на этом их положительные качества заканчиваются и начинаются отрицательные. Через 1–3 года или 20–40 тысяч километров пробега, владельцам Мицубиси Аутлендер, установившим межвитковые проставки, приходится менять пружины, амортизационные стойки и все сайлентблоки подвески. Стоимость этих работ не идет ни в какое сравнение со стоимостью (включая затраты на установку) нормальных полиуретановых проставок, вставляемых между опорным подшипником и кузовом.

Почему же так происходит, что является причиной быстрого умирания подвески? Для ответа на эти вопросы необходимо разобраться с принципами работы таких элементов подвески, как пружина и амортизатор. Что такое пружина? Каждый водитель легко ответит на этот вопрос и скажет, что пружина, это такое, свитое из толстого стального прута, но вот как она работает, знает мало кто из водителей. Пружина работает по принципу торсиона, то металлического элемента, подвергаемого крутильным нагрузкам. Благодаря тому, что общая длина пружины (если ее растянуть) достаточно велика, удельное воздействие крутильной нагрузки на любую ее часть незначительно, поэтому не приводит к перенапряжению и ослаблению металла, ведь нагрузка распределяется по всей длине.

Установка межвитковой проставки снимает крутильную нагрузку с одного или двух витков, из-за чего режим работы пружины резко меняется. Во-первых, резко возрастает удельная нагрузка на остальные витки, ведь общая нагрузка неизменна, а сама пружина стала короче. Во-вторых, в местах, граничащих с проставкой, резко возрастает внутреннее напряжение металла, ведь пружина до проставки подвержена крутильной нагрузке, а пружина в районе проставки нет. Это приводит к ослаблению и старению металла, потере им прочности и стойкости, в результате чего пружина со временем лопается в месте наибольшего напряжения. Это может произойти как на стоянке, так и во время поворота или торможения. Несложно представить последствия такого явления во время поворота машины – занос, опрокидывание, столкновение с другим автомобилем.

Кроме того, межвитковые проставки негативно воздействуют на амортизаторы и сайлентблоки. Это происходит из-за того, что амортизатор хорошо работает лишь тогда, когда объем верхней и нижней камер в нем одинаков. По мере роста разницы объемов масла в верхнем и нижнем резервуарах меняется и эффективность работы амортизатора. Это правило действует и в отношении так называемых газовых амортизаторов, в которых активная среда состоит из масла, наполняющего две камеры и газа, наполняющего третью камеру. Кроме того, изменение объема любой камеры приводит к увеличению нагрузки на жиклеры поршня и саму рабочую среду, из-за чего масло сильно нагревается, вплоть до закипания, а это приводит к протеканию амортизатора.

Нарушение работы амортизатора также приводит к увеличению нагрузки на сайлентблоки подвески, ведь после проезда препятствия неподрессоренная масса (колесо, нижние рычаги подвески, шаровые опоры, ШРУС и приводные валы) устремляются вниз. Исправный амортизатор не позволяет неподрессоренной массе опускаться слишком быстро, чтобы избежать отскока при ударе о землю. По мере ухудшения состояния амортизатора снижается и его влияние на скорость опускания неподрессоренной массы, что приводит к отскоку колес и повторению всего цикла работы подвески. Когда амортизатор достигает такого состояния, вторичный отскок колес от земли начинает негативно влиять на управляемость машины, увеличивая вероятность заноса во время поворота или сильного торможения.

 Все это позволяет сделать вывод – межвитковые проставки, несмотря на их кажущуюся эффективность и простоту установки, очень опасны. Они убивают пружины, амортизаторы и сайлентблоки, вынуждая владельцев Аутлендеров проводить очень дорогой ремонт, а также увеличивают риск аварии. Ведь если во время торможения или поворота одно из колес хоть на сотую долю секунды теряет сцепление с дорогой, то резко возрастает боковая нагрузка на остальные колеса. На хорошей асфальтированной дороге и небольшой скорости движения это, скорее всего, обойдется без последствий, но на мокрой, грязной или скользкой дороге, особенно при высокой скорости движения вероятность заноса очень высока.