Полиуретановые проставки для Nissan X-Trail. Что и зачем. Часть 2

Полиуретановые проставки для Nissan X-Trail. Что и зачем. Часть 2

Предыдущую статью мы посвятили вопросу – нужно ли увеличивать клиренс Nissan X-Trail исходя из состояния российских дорог. Мы доказали, что в некоторых регионах увеличение клиренса этой машины необходимо, поскольку без него невозможно защитить автомобиль от повреждений. В этой статье мы расскажем о наиболее популярных способах увеличения дорожного просвета, а также предупредим о том, чего лучше не делать.

Способы увеличения клиренса

Магазины автозапчастей предлагают различные способы увеличения клиренса подвески Макферсон – установку проставок между витками пружин, установку проставок между опорным подшипником и кузовом, установку колес увеличенного диаметра, подключение пакета плохих дорог. Все эти методы увеличивают клиренс, то есть расстояние между дорогой и днищем машины, однако последствия их установки различаются. Межвитковые проставки пользуются спросом из-за невысокой цены и простоты монтажа, ведь для их установки достаточно приподнять одну сторону машины домкратом и воткнуть проставку между витками пружины. Однако ее установка резко увеличивает нагрузку на амортизаторы и сайлентблоки, из-за чего эти детали быстро выходят из строя, а учитывая их количество на Nissan X-Trail, ремонт подвески обойдется весьма недешево.

Еще один популярный способ увеличения дорожного просвета – установка металлических проставок между опорными подшипниками стоек и кузовом. По уверениям продавцов, эти проставки обладают огромной прочностью, поэтому эффективно удерживают подшипники и стойки, вне зависимости от нагрузок на подвеску. Справедливости ради стоит заметить, что по этому параметру металлические проставки гораздо лучше полиуретановых, однако нагрузки, которые способны повредить полиуретановые проставки и сорвать с места опорные подшипники, слишком велики для подвески Nissan X-Trail. Поэтому прочность металлических проставок явно избыточна. Кроме того, им присущи и другие весьма серьезные минусы, о которых мы расскажем чуть ниже.

Еще один популярный, но крайне спорный способ увеличения дорожного просвета – установка колес большого диаметра. К сожалению, без серьезной переделки кузова поднять машину больше, чем на 1–2 см невозможно. Из минусов такого способа наиболее существенным является сильное увеличение нагрузки на опорные подшипники, что приводит к сокращению срока их службы. Поэтому наиболее эффективные способы увеличения клиренса – установка полиуретановых проставок и пакета плохих дорог.

Почему нельзя использовать металлические проставки

В интернете много историй, рассказывающих, как кто-то установил на машину проставки и начались неприятности. В большинстве случаев, такие истории лишены подробностей, в них не указано, какие именно проставки были установлены, кто и как их ставил, как и где ездил. Установка металлических проставок как раз и приводит к целой куче неприятностей, поэтому часть историй связана с ними. Чем же опасны металлические проставки? Для ответа на этот вопрос необходимо разобрать, какие силы воздействуют на подвеску во время езды по бездорожью.

Когда колесо наезжает на препятствие, неподрессоренная масса, к которой относят нижний рычаг подвески, поворотный кулак, наружный ШРУС, тормозной суппорт и колесо, начинает подниматься. Пружина подвески сжимается, сглаживая это движение и растягивая его по времени, благодаря чему наезд на препятствие воспринимается не как удар, а как плавный подъем и опускание. По мере подъема неподрессоренной массы возрастает жесткость пружины, из-за чего кинетическая энергия поступает к кузову без растяжки по времени. Затем колесо проходит препятствие, неподрессоренная масса опускается, следом за ней опускается и кузов.

Если же после съезда с одного препятствия колесо наезжает на другое до того, как пружина полностью распрямится, то эффективность пружины резко падает и наезд на второе препятствие воспринимается в салоне как удар. Хуже того, сжатая до упора пружина передает всю кинетическую энергию подъема неподрессоренной массы кузову не только в области опорного подшипника, но и в местах крепления рычагов к подрамнику и подрамника к кузову. Эта энергия зависит от двух факторов – скорости подъема неподрессоренной массы и веса кузова, поэтому, чем выше скорость движения машины, тем сильней удар. Согласно формуле Эйнштейна (Е=МС²), при увеличении скорости подъема неподрессоренной массы вдвое, энергия удара возрастает в четыре раза.

 В этом и кроется главная опасность металлических проставок, ведь они не способны сглаживать проходящие через подвеску удары. К тому же, после установки проставок большинство владельцев Nissan X-Trail начинают воспринимать свою машину эдаким аналогом УАЗ 469, Форд Рейнджер, Лендровер Дефендер или Ниссан Патрол и ездят по принципу – я на тракторе и танке проеду везде. Естественно, что это приводит к резкому сокращению ресурса всех сайлентблоков, снижению управляемости машины, появлению дребезга во время езды и другим неприятным последствиям.