Полиуретановые проставки для Nissan X-Trail. Что и зачем. Часть 3

Полиуретановые проставки для Nissan X-Trail. Что и зачем. Часть 3

В предыдущей статье мы начали рассказывать о различных способах увеличения дорожного просвета Nissan X-Trail, в том числе о проставках из металла. Мы доказали, что этот вид проставок убивает подвеску и негативно влияет на управляемость машины, поэтому его нельзя применять для увеличения клиренса. В этой статье мы расскажем о двух видах проставок – межвитковых и устанавливаемых между опорным подшипником и кузовом автомобиля.

Чем опасны межвитковые проставки

Название – межвитковые, говорит о том, что эти проставки устанавливают между витками пружин подвески. Однако в подвеске Макферсон нельзя увеличить длину пружины без серьезных последствий, ведь пружина и амортизатор составляют единую стойку и соответствуют друг другу по длине. Когда увеличивается длина пружины, смещается средняя точка (точка покоя) амортизатора, из-за чего он начинает хуже работать на растяжение. А ведь именно работа на растяжение является основной – когда колесо, после преодоления препятствия идет вниз, именно амортизатор не позволяет ему разогнаться слишком сильно. Ведь жесткость пружины огромна, а столкновение колеса с землей на слишком большой скорости приведет к тому, что колесо отскочит, словно наехав на новое препятствие. Это особенно опасно во время разгона, торможения или поворота, когда снижение сцепления даже одного колеса с дорогой приводит к заносу автомобиля.

Однако на этом минусы межвитковых проставок не заканчиваются. Пружина хорошо работает лишь тогда, когда нагрузка равномерно распределена между витками, в противном случае часть витков подвергается скручиванию, а часть нет. Межвитковая проставка разгружает несколько витков, из-за чего на них перестают воздействовать крутильные нагрузки, поэтому на границе участка пружины, где установлены проставки, возникает сильное перенапряжение металла. Ведь одно дело, когда весь стальной прут подвергается равномерной крутильной нагрузке и совсем другое дело, если такой нагрузке подвергается лишь часть прута. В результате металл на границе установки проставок начинает быстро стареть из-за сильного внутреннего напряжения и через 2–3 года прут лопается и машина проседает на одну сторону.

Если пружина лопнет в гараже или во время выезда из гаража, то ее можно заменить самостоятельно или отогнать машину в сервис. Если пружина лопнет во время быстрого разгона, торможения или крутого поворота, то, скорее всего, машину занесет или перевернет. В этом случае потребуется не только замена пружины, но и гораздо более серьезный ремонт, связанный с вытягиванием кузова и восстановлением геометрии. К тому же такие аварии не подпадают под действие полисов ОСАГО и КАСКО, поэтому оплачивать ремонт после них придется из своего кармана, а это сотни тысяч рублей. Поэтому установка межвитковых проставок не менее опасна, чем использование металлических проставок. Такой способ увеличения клиренса используют лишь те владельцы Nissan X-Trail, которые совершенно не понимают, что и зачем делают, а также к чему это приводит.

Резина или полиуретан, что лучше

Мы доказали, что ни металлические, ни межвитковые проставки не являются приемлемым способом увеличения дорожного просвета из-за сильного негативного влияния на подвеску. Поэтому единственное нормальное средство увеличения клиренса – установка резиновых или полиуретановых проставок между опорным подшипником и кузовом машины. Как же разобраться, какие проставки лучше, изготовленные из резины или сделанные из полиуретана? Единственный плюс резиновых проставок – небольшая цена, ведь изготовление резины гораздо менее затратный процесс, чем создание исходных компонентов полиуретана.

 Второй недостаток резины, который не позволяет изготавливать из нее хорошие проставки толщиной хотя бы 10 миллиметров, заключается в том, что чем выше жесткость резины, тем меньше ее прочность на сдавливание и истирание. Натуральная каучуковая резина лишена этого недостатка, но проставки из нее обойдутся в несколько раз дороже, чем сделанные из полиуретана, поэтому для изготовления проставок и не используют натуральный каучук. Кроме того, искусственная резина обладает еще одним негативным качеством, прочно связанным с предыдущим – чем выше жесткость резины, тем сильней разброс прочности в пределах одной детали. Это вызвано особенностями процесса получения резины. Исходные компоненты, порубленные и перетертые, нагревают и тщательно перемешивают. Компоненты резины плавятся неравномерно, отсюда и разброс по прочности, ведь сложно перемешать вещество, часть которого уже расплавилась, а другая часть все еще находится в виде порошка. Все это позволяет сделать вывод – проставки из резины значительно уступают проставкам из полиуретана по сочетанию прочности, упругости и износостойкости, а значит, прослужат гораздо меньше.