Полиуретановые проставки для Nissan X-Trail. Что и зачем. Часть 7

Полиуретановые проставки для Nissan X-Trail. Что и зачем. Часть 7

Подвеска Ниссан Икс-Трейл сбалансирована и настроена для движения по хорошим дорогам на высоких скоростях. Большой клиренс и вызванное им сильное воздействие бокового крена в поворотах компенсируется увеличенной жесткостью стабилизатора поперечной устойчивости. Несмотря на высокий клиренс, ход подвески больше соответствует легковому автомобилю, чем внедорожнику. В этой статье мы расскажем, как установка проставок влияет на подвеску Ниссан Икс-Трейл и можно ли увеличить устойчивость машины в поворотах?

Как проставки влияют на управляемость

Чтобы разобраться, как проставки влияют на управляемость машины, необходимо выяснить, какие факторы воздействуют на автомобиль в поворотах. Сначала водитель принимает решение о повороте, затем крутит руль в нужную сторону, что приводит к изменению направления колес. В зависимости от скорости движения, состояния покрышек и дороги, а также других факторов, меняется время, через которое автомобиль подчиняется повороту колес и меняет траекторию движения. Этот промежуток колеблется от тысячных до десятых долей секунды, а на скользких дорогах может составлять даже несколько секунд.

В это время на машину воздействует инерция автомобиля, противящаяся изменению траектории движения и боковой вектор, возникающий из-за поворота колес и их сцепления с дорогой. Когда сцепление передних колес с дорогой преодолевает инерцию, машина начинает менять траекторию движения, из-за чего появляется воздействие центробежной силы, стремящейся вернуть автомобиль на траекторию прямолинейного движения. Чем выше скорость движения и больше угол поворота, тем мощней воздействие центробежной силы. Во время спокойных поворотов воздействие центробежной силы недостаточно, чтобы преодолеть сцепление колес с землей, поэтому ее воздействие ограничивается лишь боковым креном.

По мере роста скорости и угла поворота возрастает и влияние центробежной силы, которая действует как рычаг. Чем выше центр тяжести машины, тем больше плечо рычага и сильней воздействие, поэтому все настоящие вездеходы сильно подвержены влиянию бокового крена, ведь это издержки внедорожной настройки подвески. Однако, Икс-Трейл не вездеход и не внедорожник, а паркетный кроссовер, подвеска которого рассчитана на высокие скорости. Это снижает проходимость на бездорожье, но увеличивает управляемость на хороших дорогах. Установка проставок не меняет настроек подвески и не превращает кроссовер в полноценный внедорожник, однако поднимает клиренс и центр тяжести, из-за чего возрастает плечо рычага центробежной силы.

Боковой крен приводит к снижению нагрузки на колеса, расположенные со стороны поворота, ведь центробежная сила тянет кузов в сторону, противоположную направлению поворота. Чем меньше воздействие на колеса со стороны поворота, тем меньше их сцепление с землей или дорогой, а значит, меньше и влияние на траекторию поворота. При слишком резких поворотах, особенно на высокой скорости, это приводит к критическому снижению сцепления двух колес с дорогой. Оставшиеся два колеса не могут обеспечить движение по заданной водителем траектории, из-за чего машина уходит в занос. Поэтому установка проставок снижает безопасное соотношение скорости к углу поворота, что необходимо учитывать, подъезжая к развязке, перекрестку или повороту.

Можно ли увеличить устойчивость в поворотах

Многие владельцы не только Икс-Трейл, но и других легковых автомобилей, после установки проставок разочаровываются, ведь теперь машина не может так лихо, как раньше, проходить повороты. При этом водители не задумываются о том, что для езды по бездорожью и хорошим дорогам требуются абсолютно разные настройки подвески, в том числе высота дорожного просвета. Поэтому невозможно сделать подвеску, идеально подходящую как для бездорожья, так и для высоких скоростей. Исключение составляют пневматические и гидравлические подвески, но их не устанавливают на Икс-Трейл, ведь они лишат машину главного (на европейском, азиатском и американском рынках) преимущества – небольшой цены.

 Установка более жестких или сдвоенных стабилизаторов поперечной устойчивости улучшает управляемость машины на хороших дорогах, но резко снижает проходимость на бездорожье. Ведь стабилизатор не позволяет правому колесу сильно подниматься или опускаться относительно левого и наоборот. Из-за этого наезд даже на небольшое препятствие приводит к тому, что одно из колес отрывается от земли. Исправить ситуацию может дифференциал повышенного трения или принудительная блокировка дифференциала, но если первая функция встречается на некоторых моделях Икс-Трейл, то второй нет вообще. Поэтому приходится выбирать – либо оставлять штатный клиренс и довольствоваться пусть и перекошенным в сторону управляемости на высоких скоростях балансом, либо серьезно тратиться на установку сдвоенного стабилизатора и принудительной блокировки дифференциалов.