Полиуретановые проставки для увеличения клиренса Kia Rio. Часть 5

Полиуретановые проставки для увеличения клиренса Kia Rio. Часть 5

Многие неопытные водители уверены, что достаточно установить полиуретановые проставки и автомобиль полностью готов к дальнейшим поездкам. Именно такие водители через 3–10 месяцев езды на машине начинают рассказывать всем, насколько неудачный способ увеличения клиренса они выбрали, ведь из-за некачественных проставок машина стала неуправляемой, быстро стираются колеса, протекают тормозные шланги и так далее. В этой статье мы рассмотрим, почему же такое происходит лишь на некоторых автомобилях и что на самом деле является причиной одного из таких явлений – нарушения угла схождения, приводящего к ухудшению управляемости и быстрому износу покрышек.

Влияние увеличенного клиренса на схождение колес

Неопытный водитель, услышав фразу «схождение колес» сразу же вспомнит регулировочный стенд и кучу всякого оборудования, но что такое это самое схождение, для чего нужно и где находится, для него загадка. Поэтому он и не понимает, какое отношение к схождению колес имеют проставки из полиуретана, увеличивающие клиренс Kia Rio. Тем не менее, связь есть и самая прямая. Ведь схождение колес, это угол отклонения колес от направления движения автомобиля по прямой. Когда машина поворачивает, углы поворота правого и левого колес никогда не совпадают, ведь колесо с внутренней стороны поворота всегда поворачивает на больший угол. Чтобы понять, почему так происходит, необходимо представить себе три круга с общим центром. Внутренний круг соответствует направлению колеса с внутренней стороны поворота. Средний круг соответствует усредненной траектории движения машины в повороте, а внешний круг – это направление движения колеса с внешней стороны поворота. Каков бы ни был угол поворота, разница левого и правого радиусов всегда будет равна расстоянию между левым и правым колесом и составляет приблизительно 1,5 метра. Если поворот проходит по большому радиусу (выше 50 метров), то отличие в углах поворота колес почти незаметно. На средних (20–50 метров) и малых (до 20 метров) радиусах поворота отклонение направления правого и левого колеса становится уже весьма серьезным, из-за чего колесо начинает немного проскальзывать.

Пока скорость прохождения поворота невелика, центробежная сила тоже недостаточна для серьезного воздействия на автомобиль, но по мере роста влияние центробежной силы возрастает в квадрате, то есть увеличение скорости в три раза увеличивает центробежную силу в девять раз. Когда давление центробежной силы приближается к значению сцепления колес с дорогой, любая мелочь может увести машину в занос. Одной из таких мелочей является неправильный угол схождения, вынуждающий колеса не только катиться по дороге, но еще и скользить. Ведь даже небольшого проскальзывания одного из колес достаточно для того, чтобы и все остальные колеса потеряли сцепление с дорогой и траекторией машины начнет управлять центробежная сила. Поэтому угол схождения выставляют так, чтобы в быстрых и достаточно крутых поворотах направление вращения правого и левого колеса максимально соответствовали их траектории движения. В этом случае колеса катятся по земле без проскальзывания, что позволяет увеличить скорость прохождения поворота без риска увода машины в занос. При этом небольшое отклонение направления вращения колес при движении по прямой никак не влияет на устойчивость и управляемость машины, а небольшое проскальзывание вполне допустимо, ведь никаких сильных боковых нагрузок нет. Даже при резком торможении такое проскальзывание не оказывает никакого влияния, из-за очень маленькой величины.

 Какое же отношение полиуретановые проставки для увеличения клиренса имеют к углам схождения колес? Для любого опытного водителя, который неплохо разбирается в своей машине и многие неисправности устраняет сам, ответ очевиден. Рулевая система образована рулевой рейкой, рулевой тягой и поворотным кулаком. Рулевая рейка жестко закреплена на кузове, поэтому относительно кузова всегда неподвижна, а поворотный кулак всегда двигается так же, как колесо, поднимаясь на кочках и опускаясь, во время проезда ямок. Длина рулевой рейки подобрана таким образом, чтобы при нормальном дорожном просвете обеспечить правильный клиренс. Когда увеличивается дорожный просвет, возрастает и расстояние между рулевой рейкой и поворотным кулаком, ведь тяга образует гипотенузу прямоугольного треугольника. А два катета – это две перпендикулярных прямых. Одна опускается от рулевой рейки вниз до уровня поворотного кулака, а вторая идет параллельно земле и соединяет поворотный кулак с первым катетом. Увеличение клиренса приводит к увеличению длины первого катета, а увеличение длины любого катета всегда приводит к увеличению длины гипотенузы. Поэтому опытный водитель или умелый мастер, установив проставки для увеличения клиренса, самостоятельно регулирует углы схождения, а если это по каким-то причинам невозможно, гонит машину на ближайший пункт регулировки развала и схождения. Если же не сделать этого, то слишком сильное положительное схождение приведет к нарушению устойчивости в поворотах, кроме того, резко возрастает износ покрышек, ведь доля бокового скольжения сильно возрастет.