Полиуретановые проставки и аварийность на дорогах. Часть 1

 

Полиуретановые проставки и аварийность на дорогах. Часть 1

В среде автолюбителей не утихают споры о том, является ли увеличение клиренса, в том числе с помощью полиуретановых проставок, причиной увеличения риска попасть в аварию или нет. Каждая из сторон приводит свои аргументы, среди которых как статистика ГИБДД и МЧС, так и случаи, произошедшие с ними или их знакомыми. Такое разнообразие мнений и доказательств говорит лишь о том, что с этим вопросом далеко не все так просто и очевидно, ведь если в одном случае проставки никак не повлияли на вероятность попасть в аварию, то в чем причина аварии другой машины с проставками? В этом цикле статей мы внимательно рассмотрим этот вопрос, сравним влияние проставок на поведение различных автомобилей и установим причину, по которой машины чаще всего попадают в аварию.

Многие водители лично сталкивались с таким явлением, как занос. Машина вдруг перестает слушаться руля, водитель пытается исправить ситуацию, крутит руль в разные стороны, жмет то на газ, то на тормоз, но никакого толка нет. Нередко занос заканчивается благополучно – скорость машины падает и, она снова начинает слушаться руля. Опытные хладнокровные водители умеют выводить машину из заноса гораздо раньше неопытных новичков, потому что понимают саму природу заноса и знают нужный порядок действий. Но занос, это лишь следствие потери колесами сцепления с дорогой, поэтому умелый водитель борется не столько с заносом, сколько с потерей сцепления между дорогой и покрышками. Но для этого ему необходимо хорошо понимать, от чего зависит сцепление колес с дорогой, какие факторы снижают или повышают сцепление.

От чего зависит сцепление колес с дорогой

Большинство неопытных водителей уверены, что сцепление колес с дорогой зависит только от высоты протектора на покрышке, поэтому на «лысых» шинах ездить очень опасно. На самом деле все гораздо сложней. Да, высота протектора оказывает большое влияние на сцепление с дорогой, но в основном при движении по прямой и на одной скорости. В этом случае доля влияния протектора достигает 50–60 процентов, еще 30 процентов приходится на состояние дорожного покрытия. Ситуация резко меняется, когда машина поворачивает, выезжает из-за препятствия, резко разгоняется или тормозит. В таких условиях доля влияния протектора на сцепление с дорогой падает до 10–20 процентов. По этой причине аккуратный и умелый водитель на машине с лысой резиной ездит во много раз безопасней, чем неумелый, но желающий кому-то что-то доказать шофер.

Чтобы разобраться с факторами, от которых зависит сцепление с дорогой, необходимо подробно рассмотреть, как ведет себя колесо в тех или иных условиях. Когда машина едет прямо, то колесо катится по дороге с небольшим (до 2 градусов) отклонением, образованным углом схождения колес. В этом случае основная нагрузка направлена сверху вниз и образована массой автомобиля. Поэтому никаких боковых нагрузок, которые могли бы сдвинуть колесо в сторону, нет. Когда машина разгоняется или тормозит, к вертикальной нагрузке добавляется горизонтальная продольная, направленная вперед при торможении и назад при резком старте. Вот тут и вступает в дело сцепление с дорогой, на которое влияют:

  • ·          высота протектора;
  • ·          материал покрышки;
  • ·          материал дорожного покрытия;
  • ·          наличие на дороге воды или других смазывающих веществ;
  • ·          температура воздуха, дороги и покрышки. 

Все эти факторы образуют базовое сцепление колеса с дорогой, к которому затем прибавляются различные факторы, например, масса машины или горизонтальная нагрузка. Необходимо учитывать и то, что масса автомобиля распределяется на колеса неравномерно, причем не только из-за расположения двигателя, но и из-за действия различных сил. Например, при разгоне нос машины пусть и незначительно, но поднимается, а при торможении опускается. Во время поворота на кузов действует центробежная сила, которая наклоняет кузов в сторону, противоположную повороту. И чем мощней центробежная сила, тем больше крен кузова, а значит, меньше нагрузка на колеса с одной стороны и выше нагрузка на колеса другой стороны. Все эти факторы влияют на сцепление колеса с дорогой, определяя, сможет ли колесо удержаться на дороге при возникновении нагрузок, стремящихся изменить направление или скорость движения машины. Поэтому хороший водитель всегда учитывает эти факторы, ведь иначе невозможно правильно выбрать траекторию и скорость движения, оптимальные углы поворота и соблюсти баланс между скоростью и безопасностью движения. Пренебрежение этими факторами приводит к тому, что водители на хороших современных автомобилях попадают в аварии там, где выпущенные в Советском Союзе Волги и Жигули легко пролетают даже на высоких скоростях, ведь за рулем опытный и умелый водитель.