Полиуретановые проставки и другие способы увеличения дорожного просвета - сравнение. Часть 5

Полиуретановые проставки и другие способы увеличения дорожного просвета - сравнение. Часть 5

Среди противников увеличения клиренса бытуют поверья о том, что подобное действие приводит к резкому сокращению срока службы шарниров равных угловых скоростей, которые большинство водителей называют ШРУС или гранаты. Сейчас мы расскажем, что на самом деле является причиной быстрого износа гранат, а также сравним проставки, изготовленные из полиуретана с теми, которые сделаны из резины.

Увеличенный клиренс и ШРУС

Наиболее популярные сегодня типы шарниров «трипод» и «рцеппа» были изобретены в конце первой – начале второй четверти прошлого века и с тех пор не претерпели сколько-нибудь существенных изменений. Появлялись новые сплавы, улучшались точность и качество изготовления, продлевался срок службы, но принцип работы оставался неизменным. Самое слабое место этих шарниров – пыльник, который защищает смазку от грязи. В основном пыльники изготавливают их резины, каучука, силикона и полиуретана, но все эти материалы объединяет одно – невысокая прочность. Даже полиуретан, который обладает лучшим соотношением жесткости и прочности, не выдерживает серьезных нагрузок, например, ударов вылетевшими из-под колес камнями, особенно если вы в этот момент резко стартуете или быстро едете.

В Советском Союзе также стояла подобная проблема, усугубленная тем, что материалы и финансирование автопром получал по остаточному принципу, поэтому владельцы Лада Нива, Ваз 2108 и 2109 вынуждены были искать решение самостоятельно. И такое решение было найдено, поверх стандартного пыльника из плохой резины надевался кусок брезентового шланга, который затем крепился хомутами или проволокой. Такой нехитрый способ резко сокращал количество пробоев пыльника, благодаря чему гранаты без промывки и замены смазки служили гораздо дольше. По хорошим дорогам их пробег достигал 250 тысяч километров, при условии, что водитель не участвовал в гонках и хотя бы раз в 15 тысяч километров проверял состояние шланга и пыльника, при необходимости меняя их.

Сегодня сложно представить, чтобы владелец современной иномарки или даже отечественной Гранты надевал на пыльники брезентовые чехлы. Тем не менее, причина быстрого выхода из строя гранат не изменилась – в результате повреждения пыльника в смазку попадают пыль и грязь, которые резко увеличивают износ металлических деталей шарнира. Ведь смазка с пылью или песком превращается в абразивную пасту, аналог которой используют для притирки клапанов или полировки металлических деталей. Поэтому единственный способ, продлевающий срок службы гранат, заключается в регулярной проверке состояния пыльников и ремонте шарниров в случае обнаружения малейшего повреждения.

Проставки из резины и полиуретана – в чем разница

Резина и полиуретан – синтетические материалы, которые во многом похожи, особенно внешне. Ведь как резину, так и полиуретан можно окрасить в любой нужный цвет с помощью красителей. Оба материала обладают хорошей упругостью и прочностью, благодаря чему из них и изготавливают как проставки, так и детали подвески. Однако для изготовления сайлентблоков используют очень качественную резину, ведь эти детали выпускают крупные предприятия с устоявшейся репутацией и обширной клиентурой, а проставки делают маленькие кооперативы. Это объясняется просто – сайлентблоки всегда нужны, вне зависимости от дорожных условий и страны, в которой эксплуатируют машину, а проставки требуются лишь небольшому числу водителей, проживающих на территории России, Украины и Беларуси.

Отличия между резиной и полиуретаном основываются как на свойствах самих материалов, так и на технологии их изготовления. Резину получают, смешивая и расплавляя исходные ингредиенты, а полимеризация полиуретана происходит либо при комнатной температуре, либо при небольшом нагреве. Основная проблема резины – малое соотношение прочности, твердости и упругости – чем выше твердость и прочность, тем меньше упругость. В сайлентблоках расстояние между наружной и внутренней обоймой невелико, поэтому соотношения прочности, твердости и упругости резины вполне хватает. В отличие от сайлентблоков, в проставках совсем другие размеры и нагрузки.

Если в сайлентблоках основная нагрузка на сжатие, к тому же не постоянно, а периодически, то проставки постоянно находятся под вертикальным давлением и, кроме того, периодически испытывают горизонтальные нагрузки. В отличие от резины, полиуретану не свойственны такие проблемы и его упругость никак не зависит от прочности и твердости. Поэтому проставки из полиуретана можно изготавливать любой твердости и, они всегда будут принимать исходную форму после снятия с них давления. Кроме того, полиуретан выдерживает более высокие нагрузки, поэтому проставки из него служат в 2–5 раз дольше, чем сделанные из резины.