Полиуретановые проставки и другие способы увеличения клиренса Skoda Octavia. Часть 1

Полиуретановые проставки и другие способы увеличения клиренса Skoda Octavia. Часть 1

Появившаяся на свет в далеком уже 1996 году, Шкода Октавия, как и вся продукция концерна VAG, в которую вошла и чешская компания Škoda, отличалась невысокой ценой и хорошим качеством. К тому же клиренс этой машины был весьма высок по европейским меркам, что обеспечило большие продажи в России. Однако на российских дорогах, особенно в регионах с маленьким бюджетом, такой дорожный просвет оказался недостаточен. В городах, где за дорогами хоть как-то следят, стандартный клиренс Шкода Октавия, который составляет 155 миллиметров, еще приемлем, но вот после съезда с хорошей асфальтовой дороги начинаются проблемы. Ведь, несмотря на то, что Skoda Octavia позиционируется как небольшой автомобиль, передние и задние свесы у нее достаточно велики, поэтому на плохих российских дорогах Октавия то и дело теряет бампера, гнет пороги, а то и пробивает поддон двигателя или коробки передач. В этом цикле статей мы расскажем о различных способах увеличения клиренса Skoda Octavia, а также докажем неоспоримое преимущество полиуретановых проставок, ведь они лишены побочных эффектов при весьма небольшой стоимости.

Последствия увеличения клиренса

Те, кто сравнивал поведение на дороге Шкоды Октавия и какого-нибудь спортивного автомобиля отмечали, что чешская машина гораздо сильней кренится в поворотах и гораздо мягче на дороге. При этом сравнение Октавии с настоящим внедорожником, таким как Форд Бронко, первое поколение Мицубиси Паджеро, Тойота Ленд Крузер 75 или Уаз Хантер, показывает, что боковой крен внедорожников во много раз сильней, чем у чешской машины. Причина этого как в конструкции и настройках подвески, так и в величине клиренса, называемого также дорожным просветом. Разработчикам любого автомобиля приходится решать сложную задачу – как соблюсти баланс между комфортом и устойчивостью в поворотах, а также между устойчивостью в поворотах и способностью преодолевать сложные участки дороги, то есть проходимостью. Ведь чем мягче подвеска, тем плавней машина проходит любые неровности, и тем сильней подвержена боковому крену в поворотах. Ведь мягкую подвеску легко продавить, из-за чего машину сильно кренит набок даже в небольших поворотах. Кроме того, чем мягче подвеска, тем большая величина дорожного просвета нужна, чтобы избежать пробоя подвески и повреждения амортизаторов.

При этом величина дорожного просвета напрямую влияет на высоту центра тяжести, который является верхним плечом рычага. Поэтому чем выше центр тяжести, тем длинней плечо рычага и тем эффективней воздействие через него. Когда машина поворачивает, возникает центробежная сила, которая зависит от двух факторов – скорости изменения направления движения и массы автомобиля, а скорость изменения направления движения зависит от скорости движения и угла или радиуса поворота. Поэтому центробежная сила, воздействующая на машины одинаковой массы, движущиеся по одной траектории на одинаковой скорости, всегда одинакова, однако ее влияние на поведение автомобиля зависит от высоты центра тяжести и настроек подвески. Чем выше дорожный просвет и центр тяжести, тем эффективней воздействие центробежной силы, которая наклоняет кузов в сторону, противоположную повороту. Для снижения этого влияния устанавливают стабилизатор поперечной устойчивости, который не меняет общую жесткость подвески, но ограничивает вертикальное движение колес одной оси относительно друг друга. Однако стабилизатор снижает реальную проходимость машин, особенно в конфигурации 2WD. Ведь наезд одним колесом на препятствие приводит к отрыву от земли второго колеса с той же стороны. Если от земли оторвется одно из ведущих колес, машина полностью потеряет ход.

 Все это мы рассказываем для того, чтобы вы четко понимали – увеличение клиренса всегда связано либо с усилением боковых кренов, либо со снижением проходимости. Единственный способ обойти это ограничение, установить электронные или механические системы, блокирующие дифференциал или выполняющие аналогичную функцию, что и делают на дорогих кроссоверах и внедорожниках. Проблема в том, что на машину эконом-класса, а Skoda Octavia относится именно к таким, почти никогда не ставят подобные системы, за исключением некоторых полноприводных моделей максимальной комплектации. Поэтому, собираясь увеличивать дорожный просвет, вы должны четко понимать, что последствием этого действия станет увеличение бокового крена в поворотах. Это приведет к тому, что вам придется снижать скорость прохождения поворотов, а это может оказаться неприемлемым для людей, любящих агрессивную езду и резкие, на грани фола, маневры. Для нормального же водителя небольшое снижение безопасной скорости проблемой не является, ведь он всегда соблюдает ограничения, прописанные в правилах дорожного движения или вводимые дорожными знаками и разметкой. Ведь установленная правилами дорожного движения скорость всегда ниже, чем являющаяся безопасной для Skoda Octavia даже с учетом максимального (45 миллиметров) увеличения дорожного просвета. Потому что ограничение максимально допустимой скорости рассчитывают исходя из грузовиков и фургонов, а их центр тяжести гораздо выше, чем у Шкоды Октавия.