Полиуретановые проставки и другие способы увеличения клиренса Skoda Octavia. Часть 4

Полиуретановые проставки и другие способы увеличения клиренса Skoda Octavia. Часть 4

В предыдущих статьях мы рассказали о различных последствиях, к которым приводит увеличение клиренса, а также о способах нейтрализации этих последствий. Теперь же мы расскажем о том, как увеличенный клиренс влияет на реальную проходимость автомобиля, это поможет вам лучше представить себе возможности Skoda Octavia на бездорожье.

Увеличенный клиренс и реальная проходимость

Как и все автомобили с передним приводом и подвеской Макферсон, Skoda Octavia изначально обладает неплохой проходимостью по скользким дорогам, превосходя по этому параметру заднеприводные машины. Неплохой клиренс (155 миллиметров) и не слишком жесткая подвеска, позволяет этой машине преодолевать препятствия высотой до 10 сантиметров, на более высоких препятствиях начинается вывешивание колес. То есть наезд передним колесом на такое препятствие приводит к отрыву от земли заднего колеса с той же стороны и наоборот, наезд задним колесом на такое препятствие приводит к отрыву переднего, то есть ведущего колеса, из-за чего машина полностью теряет ход. На полноприводных версиях, благодаря менее жесткой подвеске, вывешивание начинается на препятствиях высотой 12–13 сантиметров. Это порождает естественный вопрос – можно ли увеличением клиренса поднять реальную проходимость Skoda Octavia? Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться, что такое проходимость и отчего она зависит.

Что же такое проходимость и почему есть обычные машины, а есть автомобили повышенной проходимости? Как мы уже сказали, немалую роль в обеспечении проходимости играют два параметра – клиренс и жесткость подвески. Клиренс ограничивает максимальную высоту препятствия, которое теоретически может преодолеть автомобиль. Кроме того, от высоты клиренса (он же дорожный просвет), зависит, проедет ли машина над препятствием или ударится о него картером двигателя или коробки передач, днищем кузова или порогами. Второй параметр – жесткость подвески, оказывает влияние на максимальную высоту препятствия, превышение которой приводит к вывешиванию второго колеса той же стороны. Причем на скользких дорогах потеря хода происходит гораздо раньше, чем ведущее колесо оторвется от земли, ведь даже небольшого снижения давления, особенно если колесо вынуждено не только катить, но и поднимать кузов, достаточно для проворачивания колеса.

Увеличение клиренса не увеличивает реальную проходимость, которая зависит от жесткости подвески и возможности заблокировать дифференциалы. Минимальная жесткость подвески увеличивает ее ход, благодаря чему колесо не теряет сцепления с дорогой даже при проезде больших препятствий. На полноценных внедорожниках, таких как ГАЗ Тигр, УАЗ 469, первые поколения Тойота Ленд Крузер и Мицубиси Паджеро, Форд Бронко или Лендровер Дефендер ход подвески настолько большой, что вывешивание начинается лишь на отметке 40 и более сантиметров. Серьезным минусом полноценных внедорожников является сильная валкость на хороших дорогах, ведь даже на небольшом повороте они испытывают сильный боковой крен. Однако есть машины повышенной проходимости, пусть и не являющиеся внедорожниками в полной мере, к ним относят Тойоту Ленд Крузер последних поколений, Мерседес Гелендваген и Мицубиси Паджеро последних поколений. Особенность этих машин в том, что в них смогли совместить весьма неплохую, хоть и сильно уступающую полноценным внедорожникам, проходимость и превосходную устойчивость в скоростных поворотах. Для достижения этого пришлось устанавливать жесткую подвеску, которая хорошо подходит для скоростных поворотов и различные системы, блокирующие дифференциалы, благодаря чему отрыв одного колеса от земли не сильно влияет на движение машины.

Такие системы серьезно увеличивают стоимость машины и требуют очень аккуратного применения. Ведь включение подобной системы на хорошей дороге приведет в лучшем случае к быстрому износу резины, а в худшем к вылету с дороги во время поворота. Когда дифференциал нормально работает, левое и правое колеса в повороте крутятся в разной скоростью, поэтому блокировка дифференциала приведет к выравниванию скорости вращения колес, а значит, как минимум одно из них начнет проскальзывать. А в повороте, когда на машину действует очень мощная центробежная сила, любое проскальзывание колеса грозит потерей сцепления с дорогой, причем, развивается этот процесс лавинообразно. Сначала по каким-то причинам теряет сцепление одно из колес, в результате чего резко возрастает боковая нагрузка на три оставшихся, затем теряет сцепление еще одно колесо и сразу же теряют сцепление оставшиеся два колеса. Поэтому до сих пор никому не удалось разработать полноценный внедорожник, который был бы одинаково эффективен на пересеченной местности и хороших дорогах. В полной мере это касается и Skoda Octavia, которую увеличение клиренса никак не превратит даже в подобие кроссовера.