Проставки для Киа Спортэйдж – что, зачем, почему? Часть 7

Проставки для Киа Спортэйдж – что, зачем, почему? Часть 7

Не все владельцы Киа Спортэйдж знают, что увеличение дорожного просвета влияет на управляемость и тем более понимают, почему это происходит. В этой статье мы расскажем о том, как и почему увеличение дорожного просвета влияет на управляемость, а также насколько меняется проходимость автомобиля из-за увеличения клиренса.

Увеличение клиренса и влияние на управляемость

Чтобы понять, почему увеличение дорожного просвета влияет на управляемость автомобиля, необходимо понимать, как вообще машина меняет траекторию или скорость движения. Когда автомобиль едет по хорошей ровной дороге, никуда не сворачивая, на него воздействуют инерция, качение и скольжение колеса, а также центробежная сила. Если перевести рычаг коробки передач в положение нейтральной передачи, то под действием инерции автомобиль проедет немалое расстояние. На скорости 100 километров в час переведение рычага в положение нейтральной передачи позволит проехать несколько километров на одной лишь силе инерции. Качение колеса – второй фактор, влияющий на управляемость автомобиля. Колеса катятся по дороге, обеспечивая удержание машины на заданном курсе из-за того, что трение качения в тысячи раз меньше трения скольжения. Во время поворота направление движения и направление вращения колес отличаются и в дело вступает третий фактор – скольжение.

Еще один фактор, действующий во время поворота – центробежная сила. Инерция пытается вернуть машину к прямолинейному движению, вопреки положению колес. При этом эффективность воздействия центробежной силы напрямую зависит от высоты центра тяжести. Чем выше центр тяжести, тем сильней наклонится кузов в процессе поворота. А наклон кузова приводит к снижению сцепления с дорогой колес, которые расположены с внутренней стороны поворота, из-за чего возрастает вероятность, что трение качения на этих колесах перейдет в трение скольжения. Если это произойдет, колеса с внутренней стороны поворота потеряют сцепление с дорогой, из-за чего резко ухудшится управляемость машины, ведь вместо четырех колес влиять на траекторию смогут лишь два.

Поэтому увеличивая дорожный просвет, необходимо хорошо понимать, что в комплекте с высоким клиренсом всегда идет снижение управляемости и устойчивости в крутых поворотах. Поэтому агрессивная и быстрая езда на Киа Спортэйдж с увеличенным дорожным просветом является извращенной формой самоубийства. Владельцам таких машин приходится выбирать – либо высокий дорожный просвет и возможность без повреждений проезжать по разбитым дорогам, либо быстрая и агрессивная езда, требующая улучшения управляемости, а значит, снижения клиренса.

Увеличение клиренса и влияние на проходимость

Нередко владельцы Киа Спортэйдж, причем даже не полноприводных версий, уверены, что стоит установить проставки или пакет плохих дорог и машина превратится в вездеход, способный пролезть где угодно. На самом деле все обстоит иначе. Машины, которые без преувеличения относят к королям бездорожья, такие как УАЗ 469, Лендровер Дефендер, Тойота Ленд Крузер, Ниссан Фронтир, или Джип Вранглер, сильно отличаются от Киа Спортэйдж, ведь их изначально проектировали для очень плохих дорог. А Киа Спортэйдж, это все же городской кроссовер с полным приводом (не во всех версиях) и увеличенным дорожным просветом. Чем же отличается настоящий внедорожник от пусть и проходимого, но паркетника? В первую очередь наличием двух мостов. Единственное исключение из этого правила – ВАЗ Нива, которая по проходимости ничем не уступает любому другому внедорожнику.

Наличие двух мостов позволяет избавиться от крайне уязвимых на бездорожье шарниров равных угловых скоростей и их не слишком надежных пыльников. Второе отличие паркетников от внедорожников – настройки подвески. Те, кто пересаживался с нормальных городских машин на «тракторы», то есть полноценные внедорожники, отмечали их валкость и склонность к боковым кренам даже при небольших поворотах. Ведь без этого невозможно нормально ехать по бездорожью, зато на хороших дорогах такие настройки подвески сильно ухудшают управляемость и устойчивость машины. Третье отличие – возможность принудительной блокировки дифференциалов. Без этого даже самой мягкой подвески может не хватить для преодоления сложного участка дороги, ведь слишком мягкую подвеску будет пробивать, а излишне жесткая будет отрывать заднее колесо от земли, при наезде на препятствие передним колесом.

Еще одно существенное отличие между паркетниками и королями бездорожья – наличие не слишком мощных, но высокообъемных моторов, которые обладают огромной тягой на низких оборотах. Ведь при проезде сложных участков дороги необходимо обеспечить достаточную тягу при небольших оборотах двигателя. У большей части полноценных внедорожников существует еще и возможность использовать делитель или особо низкую передачу, благодаря чему можно увеличить обороты мотора, чтобы снизить нагрузку на поршни и коленчатый вал. Ни на одной версии Киа Спортэйдж этого нет, ведь машину разрабатывали как достаточно проходимый паркетник, на котором можно съездить в деревню, выехать в лес или на природу. Поэтому никакое увеличение клиренса не превратит Киа Спортэйдж в полноценный внедорожник, зато позволит существенно повысить проходимость сделав лидером среди паркетников.