Проставки для Мазда 3 – добро или зло. Часть 8

Проставки для Мазда 3 – добро или зло. Часть 8

Противники проставок рассказывают различные мифы, подтверждающие их позицию и имеющие псевдотехническое обоснование. Эту статью мы посвящаем разоблачению одной из главных страшилок, которые рассказывали противники проставок – ускоренного износа шарниров равных угловых скоростей, сокращенно ШРУС или в просторечии граната.

Как работает ШРУС

Переход на передний привод и полунезависимую подвеску потребовал отказа от традиционного моста и замены этой детали на более практичные агрегаты. За основу были приняты обычные крестовины карданного вала, которые есть на любых заднеприводных машинах. Многочисленные исследования привели к появлению двух основных типов шарниров, которые позволяли серьезно снизить потери при передаче крутящего момента. Наиболее эффективные и популярные типы таких шарниров – трипод и рцеппа. Название первого шарнира появилось из-за его конструкции – на внутренней обойме были установлены три шарикоподшипника, которые передвигались в специальных канавках наружной обоймы.

Второй тип шарниров получил название по имени своего изобретателя, Альфреда Рцеппа и представлял собой наружную обойму и внутренний сепаратор, по которым передвигались 6 стальных шариков. Трипод обладает небольшими рабочими углами (угол между осями вращения наружной и внутренней частей), зато способен компенсировать изменение расстояния от коробки передач до колеса. Поэтому трипод используют в качестве внутреннего ШРУС. Рцеппа обладает гораздо большими рабочими углами, поэтому ее используют в качестве наружного шарнира. Во время движения по неровной дороге, а также при повороте руля, рабочий угол наружного шарнира сильно меняется и может достигать 40°. Дальнейшее увеличение угла приводит к росту внутренних потерь шарнира, которые являются одной из причин износа его деталей.

Каким же образом формируется этот самый рабочий угол? Для внутренней гранаты рабочий угол формируется из подшипников внутренней гранаты,  шариков наружной гранаты и прямой линии, соединяющей левую и правую внутренние гранаты. Следовательно, чем ниже колесо относительно коробки передач, тем выше рабочий угол внутреннего шарнира. Однако в автомобиле Сузуки Гранд Витара в качестве внутренней гранаты также установлен трипод, а клиренс у машины 200 мм, то есть на 8 см больше, чем у Мазды 3. Да и работает внутренняя граната там в более тяжелых условиях, ведь Гранд Витара – внедорожник.