Проставки и безопасность дорожного движения. Правда и вымыслы – часть 3

Проставки и безопасность дорожного движения. Правда и вымыслы – часть 3

Предыдущую статью мы посвятили рассказу о влиянии проставок на ресурс кузова и подвески. В этой статье мы начнем рассказывать о влиянии проставок на такой параметр, как устойчивость машины на дороге.

От чего зависит устойчивость

Большинство водителей вживую или в интернете видели, как различные машины уходят в занос, опрокидываются, вылетают с дороги. Это происходит из-за того, что устойчивость машины оказалась недостаточной. При этом вылетают с дороги и переворачиваются не только морально устаревшие машины, но и современные спорткары, вроде бы обладающие огромной устойчивостью. Почему же это происходит? Во время поворота на автомобиль действует центробежная сила, которая зависит от скорости движения и радиуса поворота. Чем выше скорость и меньше радиус, тем больше центробежная сила (инерция).

В идеальном автомобиле на идеальной дороге устойчивость машины зависит от центробежной силы и сцепления колес с дорогой. Если воздействие инерции оказывается сильней сцепления, автомобиль уходит в занос. Как только колеса теряют сцепление с дорогой и переходят в режим скольжения, восстановление траектории становится почти невозможным. Ведь в режиме скольжения сцепление колес с дорогой в десятки раз ниже, чем в режиме качения. Поэтому для восстановления сцепления колес с дорогой необходимо значительно уменьшить инерцию, что возможно лишь при сильном снижении скорости.

 Если же машина выполняет несколько поворотов один за другим, то происходит следующее. Во время первого поворота воздействие инерции еще недостаточно для срыва колес в режим скольжения. После резкого поворота руля в другую сторону инерция тащит машину по старому курсу, но передние колеса повернуты слишком сильно, поэтому направление вращения не совпадает с направлением движения. В результате колеса переходят в режим скольжения, машина теряет управляемость и уходит в занос. Кроме того, на устойчивость влияют состояние и настройки подвески.

Чем мягче подвеска и чем хуже ее состояние, тем сильней отклонение кузова автомобиля под действием центробежной силы. Если же одна сторона машины приподнимается над землей хотя бы на 1 сантиметр, то сцепление колес с дорогой резко падает. Ведь сцепление обусловлено свойствами резины, из которой сделаны покрышки и давлением кузова. Когда давление ослабевает, падает и сцепление, в результате чего для срыва колеса в занос нужно заметно меньше усилий.