Toyota Avensis – ответы на вопросы о полиуретановых проставках. Часть 6

 

Toyota Avensis – ответы на вопросы о полиуретановых проставках. Часть 6

В пятой статье цикла мы говорили о твердых проставках, изготовленных из металла и других материалов и доказали их серьезное негативное влияние на подвеску и управляемость машины. Теперь мы будем говорить о такой опции, как пакет плохих дорог, который концерн Тойота предлагает для всех автомобилей своего производства. Мы сравним оригинальный и неоригинальный пакеты, самостоятельный подбор стоек Макферсон и проставки из полиуретана.

Пакет плохих дорог

Как и любой другой автопроизводитель, концерн Тойота гарантирует качество своих автомобилей, вне зависимости от того, какие опции установлены на них. Именно поэтому оригинальный пакет плохих дорог, предназначенный для Тойоты Авенсис увеличивает дорожный просвет на 10–15 миллиметров. Этого увеличения недостаточно для бездорожья, но вполне хватает для нормальных российских дорог, которые регулярно ремонтируют. Величина дорожного просвета – это лишь одна из многих характеристик, которые влияют на работу подвески и проходимость автомобиля. Теоретически, можно увеличить дорожный просвет на 50 или 100 миллиметров, что резко увеличит проходимость Тойоты Авенсис, но такой подход не только изменит поведение машины на хороших дорогах, но и потребует полной переделки подвески. По этой причине концерн и ограничил увеличение клиренса, которое вносит пакет плохих дорог, ведь Авенсис никогда и не был рассчитан на езду по бездорожью, вед для такой езды необходима полная переделка подвески.

Неоригинальные пакеты, то есть набор собранных стоек Макферсон, подходящий к автомобилю по размеру, форме и другим характеристикам, позволяет увеличить клиренс на 25–45 миллиметров, что сопоставимо с полиуретановыми проставками. Однако установка такого пакета всегда является огромным риском. Ведь необходимо учитывать не только размеры и форму стоек, но и такие параметры, как грузоподъемность и жесткость. Простое увеличение дорожного просвета приведет лишь к быстрому повреждению амортизаторов и сайлентблоков. Ведь чем выше дорожный просвет, тем меньше вероятность повредить машину, зацепившись бампером или другими элементами за неровности дороги. А чем быстрей едет машина по неровной дороге, тем выше скорость вертикального движения неподрессоренной массы (под этим термином подразумевают колеса, ступицы, приводные валы и другие элементы, расположенные ниже пружин). При этом мало кто задумывается, что увеличение вертикальной скорости движения в 2 раза приводит к росту кинетической энергии в 4 раза, ведь между этими параметрами квадратичная зависимость. Такой рост кинетической энергии вкупе с прежней стоек Макферсон приведет лишь к быстрому закипанию масла в амортизаторе и раздавливанию сайлентблоков подвески.

Снижение жесткости стоек благотворно повлияет на ресурс амортизаторов и сайлентблоков, но снизит устойчивость машины в поворотах. Ведь чем меньше жесткость, тем более эффективно воздействие центробежной силы, а значит, больше крен машины в поворотах. Как мы уже говорили в одной из предыдущих статей, боковой крен снижает устойчивость машины в поворотах, ведь чем меньше давление на колеса, тем хуже их сцепление с дорогой и выше шанс перехода колеса в режим скольжения. Поэтому произвольное изменение жесткости скорее всего ухудшит управляемость машины и устойчивость в поворотах. Некоторые специалисты, установив удлиненные стойки со сниженной жесткостью, ставят на машину более жесткие стабилизаторы поперечной устойчивости. Но такой метод сильно снижает проходимость машины на бездорожье, ведь чем выше жесткость стабилизатора, а значит, меньше свободный ход левого колеса относительно правого и наоборот. Во время наезда одним колесом даже на небольшую кочку, существует большая вероятность, что стабилизатор поднимет второе колесо той же стороны. Если будет поднято заднее колесо, то это не повлияет на проходимость и управляемость автомобиля из-за малой скорости движения. Если же от земли оторвется переднее колесо, то машина потеряет ход и завязнет, потому что привод от коробки передач идет на передние колеса.

Попытка самостоятельно подобрать стойки Макферсон и пружины к ним, сопряжена еще с одним негативным моментом. Если жесткость амортизатора будет выше жесткости пружины, то резко возрастет нагрузка на сайлентблоки, которые придется менять уже через 60–80 тысяч километров. Если же амортизатор окажется мягче пружины, то слишком сильное давление во время распрямления пружины приведет к увеличению нагрузки на амортизатор. Ведь воздействие пружины окажется больше, чем пропускная способность клапана амортизатора, в результате чего рабочая среда начнет нагреваться и вскоре закипит. Амортизатор, в котором закипело масло, резко теряет все свои характеристики, из-за чего уже не может ограничивать скорость опускания колеса и колесо после проезда любой кочки, какое-то время будет подпрыгивать, увеличивая увероятность срыва машины в занос. Поэтому использование неоригинальных стоек Макферсон резко снижает безопасность езды, а оригинальный пакет плохих дорог не может увеличить клиренс на необходимое значение. Если же добавить к этому более чем десятикратную разницу в стоимости комплекта полиуретановых проставок и оригинального пакета плохих дорог, то становится очевидно – для дорог российской глубинки, где ремонта не было уже много лет, проставки гораздо более эффективны.