Увеличение клиренса Toyota Corolla. Часть 2

Увеличение клиренса Toyota Corolla. Часть 2

В первой статье этого цикла мы рассказали о причинах, толкающих владельцев Toyota Corolla на увеличение клиренса своих машин. Мы также доказали, что широко разрекламированные автобаферы (межвитковые проставки) несмотря на невысокую цену и простоту установки, крайне плохо влияют на работу подвески и поведение автомобиля. В этой статье мы расскажем о металлических проставках, их преимуществах, недостатках и влиянии на работу подвески и поведение автомобиля.

Металлические проставки – правда и вымыслы

Металлические проставки для увеличения клиренса можно найти в подавляющем большинстве автомагазинов, как реальных, так и расположенных в интернете. По уверениям продавцов, такие проставки увеличивают дорожный просвет и надежность подвески, что особенно важно для стоек Макферсон, в которых амортизатор и пружина выполнены единым блоком. Но даже на тех подвесках, где пружина и амортизатор установлены раздельно, металлическая проставка, по заверениям продавцов, обеспечивает максимальный уровень фиксации пружины, не допуская ее выпадения даже при сильных ударах. Причем заявления продавцов – правда, хоть и далеко не вся. Металлические проставки действительно эффективно удерживают пружины даже во время столкновений, вот только на этом их положительные качества заканчиваются и начинаются отрицательные. Главный минус металлических проставок в том, что они в несколько раз увеличивают нагрузку на амортизаторы и сайлентблоки подвески, из-за чего последние быстро выходят из строя и требуют замены.

Это происходит из-за того, что на бездорожье или разбитых дорогах нередко встречается близкое расположение препятствий, в результате чего подвеска максимально эффективно работает лишь на первом препятствии. Когда колесо заезжает на препятствие, нижние рычаги подвески, шаровые опоры, кулаки колес и приводные валы (все это называют неподрессоренной массой, потому что все детали расположены ниже пружины) поднимаются и через пружину давят на кузов. Пружина сглаживает резкий удар неподрессоренной массы, превращая его в плавное давление, которое постепенно поднимает кузов машины над землей. Во время наезда на препятствие амортизатор почти не влияет на работу пружины, ведь зависимость между скоростью ввода штока внутрь и сопротивлением давлению в этом режиме гораздо меньше, чем когда шток выходит из амортизатора. Из-за этого пружина быстро продавливается, но медленно разжимается, ведь амортизатор ограничивает скорость, с которой неподрессоренная масса идет вниз, благодаря чему удается избежать отскока колеса от земли.

Когда колесо проходит первое препятствие, пружина сжимается и не успевает разжаться до наезда на второе препятствие, из-за чего резко снижается эффективность сглаживания ударов, приходящих к кузову от неподрессоренной массы. Проблема в том, что энергия всегда ищет наиболее прямой, легкий или простой выход, поэтому удар неподрессоренной массы отражается от кузова и бьет по сайлентблокам. А что такое сайлентблок? Это две металлические втулки, между которыми залит упругий наполнитель, обеспечивающий надежную фиксацию обеих втулок. Пока упругий материал прочен, сайлентблоки эффективно удерживают рычаги подвески, благодаря чему кулаки колес жестко зафиксированы и не подвержены люфту. Когда сайлентблоки получают сильные удары, упругий наполнитель разрывает и между наружной и внутренней втулками появляется люфт. Из-за этого небольшой люфт появляется и у колеса, в результате чего падает управляемость автомобиля и его устойчивость в поворотах. Такое падение управляемости и устойчивости особенно заметно на высоких скоростях (свыше 90 километров в час).

 Кто-то может задать вопрос – зачем слишком быстро ездить по плохим дорогам? Проблема в том, что на российских дорогах, даже хорошего качества, вполне могут встретиться участки, которые иначе, чем бездорожьем, не назовешь и предугадать их появление почти невозможно. Если же речь идет о сельских дорогах, то здесь ситуация иная. Долгая работа мотора на низких оборотах, что необходимо для медленного движения, негативно сказывается на ресурсе двигателя и коробки передач, а стоимость ремонта этих агрегатов не идет ни в какое сравнение с ценой переборки подвески. Кроме того, иногда водители вынуждены ехать быстрей, чем нужно. К примеру, при движении по раскисшей дороге или по глубокому снегу, снижение скорости может стать причиной полной остановки машины, после чего придется искать трактор, чтобы выдернуть ее и вытащить на более свободный участок. В одной из следующих статей цикла мы расскажем о полиуретановых проставках, которые устанавливают так же, как и металлические и докажем, что они, по эффективности фиксации пружин или стоек Макферсон, ничем не уступают металлическим проставкам.