Полиуретановые проставки для Subaru Forester. Часть 3

 

Полиуретановые проставки для Subaru Forester. Часть 3

Предыдущую статью мы посвятили различным способам увеличения клиренса, а также описанию их преимуществ и недостатков. Теперь же мы будем говорить о дополнительных мероприятиях, которые необходимо проводить вне зависимости от способа увеличения клиренса. Мало кто из неопытных водителей знает, что любое вмешательство в подвеску, даже не связанное с увеличением клиренса, меняет углы схождения колес, то есть отклонение направления их вращения от направления движения машины при езде по прямой. В этой статье мы расскажем, почему важен угол схождения колес, на что он влияет и почему меняется после увеличения клиренса, а также каким образом его регулируют.

Регулировка углов схождения колес

Прежде, чем говорить о влиянии на углы схождения колес, мы считаем нужным рассказать, для чего вообще нужны эти углы и почему неправильный угол схождения колес грозит серьезными неприятностями. Любой водитель слышал выражение – радиус разворота, которое описывает возможность поворота колес и необходимое для разворота машины пространство. При этом мало кто задумывается, что радиус поворота машины не совпадает с радиусами поворота правого и левого колеса. Ведь в зависимости от методики измерения, радиус поворота машины описывает движение либо центра автомобиля, либо дальнего от центра поворота края автомобиля. Расстояние между левым и правым передними колесами составляет примерно 1,5 метра, при этом расстояние между их центрами превышает 1,6 метра. То есть при минимальном радиусе разворота, который для Субару Форестер составляет 5,5 метров по дальнему от поворота краю, радиусы поворота правого и левого колеса составят 3,5 метра для колеса с внутренней стороны поворота и 5 метров для наружного колеса. То есть колесо с внутренней стороны поворота должно быть повернуто гораздо сильней, чем то, которое расположено с внешней стороны поворота.

Если же колеса повернуты на один угол, то разница в радиусах поворота приведет к появлению сильного бокового скольжения, которое неопасно лишь на очень низких скоростях. Ведь даже небольшое проскальзывание колес заметно снижает их сцепление с дорогой, а значит, снижает и значение боковой нагрузки, которой достаточно для срыва машины с траектории движения. Поэтому регулировка угла схождения колес позволяет снизить боковое скольжение до безопасного уровня, но лишь для определенного радиуса поворота. Исходя из этого и производят регулировку угла схождения колес, причем чем выше скорость и меньше углы поворота, тем меньше и угол схождения, а чем выше углы поворота, тем больше угол схождения.

Установка проставок или любой другой способ, с помощью которого увеличивают клиренс (за исключением установки колес большого диаметра) меняет расстояние от наконечника рулевой рейки до отверстия в стойке Макферсон, куда вставляют наконечник (палец) рулевой тяги. Если при этом длина рулевой тяги остается неизменной, то нарушаются углы схождения колес. Это происходит в полном соответствии с Теоремой Пифагора (квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника всегда равен сумме квадратов катетов). Ведь наконечник рулевой рейки, отверстие в стойке Макферсон и условная точка, расположенная над наконечником рейки, но на высоте отверстия в стойке Макферсон, образуют настоящий прямоугольный треугольник. Поэтому регулировка углов схождения сводится к изменению длины рулевой тяги при одновременном контроле положения колес.

Пренебрежение регулировкой углов схождения колес приведет к тому, что сначала резко возрастет износ покрышек. Ведь слишком сильное боковое скольжение будет либо во время движения по прямой, либо во время поворота. В любом случае, сильное боковое скольжение всегда связано с сильным трением, а значит, с быстрым износом протектора покрышек. Кроме того, заметно вырастет и расход топлива, а ведь Субару Форестер и так отличается изрядным аппетитом. Еще одно негативное проявление неправильного угла схождения колес проявляется во время поворотов на высоких скоростях, когда на машину воздействует мощная центробежная сила. Чем меньше угол поворота колеса соответствует его траектории движения, тем меньше его сцепление с дорогой, причем в квадратичной зависимости, то есть изменение угла в 3 раза приводит к росту влияния центробежной силы в 9 раз.

Из-за этого резко снижается безопасная скорость прохождения поворотов, ведь потеря сцепления даже одним колесом приводит к перераспределению бокового давления на все колеса, а значит, к увеличению нагрузки на каждое колесо. В таких условиях причиной ухода в занос может послужить любая мелочь, такая как небольшая кочка на дороге, незначительный рывок руля, увеличение или уменьшение оборотов двигателя, боковой ветер и многое другое. Стоимость регулировки схождения колес составляет 1,5–5 тысяч рублей в зависимости от региона и населенного пункта, поэтому попытка сэкономить выглядит более чем глупо. Ведь Субару Форестер, по стоимости обслуживания сопоставим с такими машинами, как Тойота Ленд Крузер или Мерседес Гелендваген. Не экономьте на регулировке углов схождения колес, ведь устранение последствий даже небольшой аварии обойдется куда дороже, не говоря уж о нервных клетках, которые вы потеряете в результате стресса, ведь такие клетки не восстанавливаются.