Полиуретановые проставки для Subaru Forester. Часть 6

 

 

Полиуретановые проставки для Subaru Forester. Часть 6

Пятую статью этого цикла мы посвятили металлическим проставкам, как одному из весьма популярных способов для увеличения клиренса. Мы доказали, что, несмотря на неограниченный срок службы, эти проставки убивают подвеску и ставят под угрозу безопасность езды на машине. Теперь мы продолжим рассказывать о различных способах увеличения клиренс. В этой статье речь пойдет об автобаферах, которые разрекламированы ничуть не меньше металлических проставок. Мы сравним преимущества и недостатки этих проставок, благодаря чему вы сможете самостоятельно оценить их вред и пользу.

Можно ли использовать автобаферы

По словам продавцов, у автобаферов есть два неоспоримых преимущества – невысокая цена и простота установки. Средняя стоимость комплекта межвитковых проставок составляет две тысячи рублей, тогда как цена хороших полиуретановых проставок доходит до пяти тысяч рублей за комплект. Простота установки заключается в том, что для монтажа проставок не требуется снимать колесо, достаточно поддомкратить машину и вставить ее между витками пружины. То есть, рассказывая о преимуществах, продавцы говорят правду, к сожалению, далеко не всю. Ведь кроме преимуществ у автобаферов есть более чем серьезные недостатки. В первую очередь они меняют режим работы амортизаторов, а во вторую очередь приводят к появлению в материале пружины участков с низкой прочностью, из-за чего пружина со временем лопается. Хорошо, если пружина лопнет на стоянке неподалеку от автосервиса, гораздо хуже, если эта неприятность произойдет во время заезда по дикой природе, где до ближайшего автосервиса не меньше ста километров.

Почему же автобаферы оказывают такое влияние и можно ли как-то его компенсировать? Для ответа на эти вопросы необходимо внимательно рассмотреть работу подвески целиком и стойки Макферсон в отдельности. На Субару Форестер устанавливают не отдельные пружины и амортизаторы, а стойку Макферсон, в которой эти детали объединены в один блок. Преимущества стойки Макферсон, сделавшие ее столь популярной, очевидны – меньшие затраты на изготовление как самой стойки, так и всей подвески из-за упрощения конструкции. Однако подвеска со стойкой Макферсон очень требовательна к жесткости пружин и амортизаторов, а жесткость амортизатора зависит от положения его штока. Ведь амортизатор, это сделанный из трубки сосуд, который разделен на две части поршнем, находящимся на конце штока. В поршне прорезаны или просверлены отверстия (жиклеры), которые обеспечивают перетекание масла из одной камеры в другую. При нормальном клиренсе шток и находящийся на нем поршень расположены таким образом, что соотношение верхней и нижней камер, а также размер жиклеров обеспечивают максимальное перетекание жидкости из верхней камеры в нижнюю и минимальное из нижней в верхнюю.

Помимо масла обе камеры амортизатора заполнены небольшим количеством воздуха и парами масла, поэтому изменение соотношения объемов верхней и нижней камер происходит в первую очередь за счет газов. В нижней камере объем газов уменьшается, а в верхней увеличивается, поэтому большая часть масла перетекает в нижнюю камеру. В результате при наезде на препятствие амортизатор не может ограничивать скорость подъема колеса, из-за чего пружина стойки сжимается сильней, чем должна. Затем колесо съезжает с препятствия, но излишне большой объем масла в нижней камере замедляет распрямление пружины, увеличивая время, необходимое для полного опускания колеса. Это приводит к тому, что по близкорасположенным кочкам колесо проезжает при сильно сжатой пружине, а значит, эффективность подвески падает и возрастает нагрузка на сайлентблоки. Срок службы сайлентблоков сокращается, а поврежденные сайлентблоки уже не могут эффективно удерживать рычаги подвески и кулаки колес начинают люфтить. Справиться с такой проблемой несложно, достаточно установить удлинители амортизаторов, компенсирующие увеличение длины пружины и возвращающие поршень на правильную позицию. Однако такое улучшение убивает главное преимущество автобаферов – простоту установки. Ведь для монтажа удлинителя амортизатора необходимо снять и разобрать стойку Макферсон, для чего требуется специальный инструмент. Да и стоимость оказывается сопоставимой с обычными полиуретановыми проставками.

Установка автобаферов приводит к неравномерному распределению нагрузки между витками пружины, при этом нагрузка идет не на сжатие, а на кручение, о чем знает далеко не каждый водитель. Ведь пружина – не что иное, как скрученный в спираль торсион, то есть упругий элемент, жесткость которого обеспечивается кручением металла. Когда давящая на пружину масса распределяется равномерно по всем виткам, нагрузка на каждый виток оказывается незначительной, после установки автобаферов ситуация кардинально меняется. Фактически, автобаферы превращают одну пружину в две, поэтому наибольшая нагрузка оказывается на границе с этими проставками. В результате кристаллическая решетка металла слабеет и со временем пружина лопается. Все это говорит об одном: установка автобаферов – очень плохой способ увеличения клиренса, ведь весьма незначительные плюсы компенсируются более чем серьезными минусами.