Полиуретановые проставки для Toyota Camry – что нужно знать о них. Часть 3

 

Полиуретановые проставки для Toyota Camry – что нужно знать о них. Часть 3

В предыдущей статье мы рассказали об устройстве и работе подвески, а также вкратце упомянули про связь между увеличением клиренса, проходимостью на бездорожье и устойчивостью в скоростных поворотах на хороших дорогах. Теперь мы подробно расскажем о том, что является причиной этой связи и как изменение клиренса влияет на те или иные параметры машины.

Зависимость между клиренсом, управляемостью и устойчивостью машины

Чтобы определить зависимость между этими характеристиками, необходимо разобраться, каким образом они формируются. Под термином управляемость подразумевают адекватность реакции машины на действия водителя, причем на высокой скорости. Ведь на маленькой скорости (до 30 километров в час), никаких особых преимуществ, кроме наличия усилителя руля, у Тойоты Камри даже перед вазовской классикой нет. Водитель крутить руль, машина поворачивает, все понятно. Проблемы начинаются по мере роста скорости, ведь вместе со скоростью увеличивается и инерция, причем в квадратичной зависимости. То есть увеличив скорость в 4 раза, допустим, с 20 до 80 километров в час, вы увеличите инерцию в 16 раз. Во время поворота инерция трансформируется в центробежную силу, которая стремится вернуть машину на прямолинейную траекторию, а также наклоняет кузов.

Поэтому на скорости 10–15 километров в час руль можно крутить в любую сторону с любой скоростью и это не приведет ни к перевороту, ни к заносу машины из-за очень маленькой инерции. Зато даже на скорости 30 километров в час слишком резкий поворот руля может привести к заносу. На скорости 60 километров в час резкий поворот руля до упора гарантированно приводит к заносу или опрокидыванию машины. На скорости 90 километров в час резкий поворот руля до упора приведет к тому, что машина кубарем покатится по дороге. Всему виной квадратичная зависимость роста инерции при увеличении скорости.

В Тойота Камри многое сделано для контроля над инерцией и центробежной силой – жесткость пружин и стабилизатора поперечной устойчивости подобрана таким образом, чтобы обеспечить баланс между комфортностью езды и устойчивостью перед инерцией. Когда машина поворачивает, центробежная сила давит на центр тяжести, образуя рычаг, воздействующий на машину, поэтому чем выше центр тяжести, тем эффективней воздействие. По этой причине Toyota Camry чуть менее устойчива, чем спортивные машины, ведь более высокий центр тяжести обеспечивает больший ход подвески, а значит езда будет более мягкой, но в поворотах машина будет более чувствительной к воздействию центробежной силы. Увеличение жесткости стабилизатора компенсирует высокий крен и мягкость подвески, но снижает проходимость машины, ведь чем жестче стабилизатор, тем меньше свободный ход колес одной оси относительно друг друга. Поэтому снижается высота препятствия, наезд на которое приводит к вывешиванию либо колеса с той же стороны, либо расположенного диагонально, что называется диагональным вывешиванием. Разработчикам Toyota Camry пришлось учитывать все эти качества и идти на компромиссы, жертвуя как управляемостью и устойчивостью, так и проходимостью ради увеличения комфортности езды.

Впрочем, небольшое увеличение жесткости стабилизатора поперечной устойчивости не сильно повлияло на проходимость, потому что ни один нормальный водитель не будет на Камри ездить по камням и ступеням. Ведь Камри – комфортная машина для хороших и средних дорог, но не только не внедорожник, но даже не кроссовер. А на грунтовых или разбитых асфальтовых дорогах машина чувствует себя уверенно, если перепад высот в районе препятствия не превышает 7 сантиметров. То есть, если вопрос стоит именно о проходимости, то есть способности преодолевать сложный рельеф, то Toyota Camry ничем не уступает советским и российским машинам. Другой вопрос, что мало проехать по разбитой дороге, необходимо сделать это так, чтобы ничего не повредить и в этом отношении Камри заметно уступает российским и тем более советским машинам. Ведь клиренс любого серийного советского автомобиля превышал 170 миллиметров, то есть на 10 сантиметров больше, чем у Камри.

Многие владельцы японских автомобилей уверены, что если увеличить клиренс до 170–200 миллиметров, машина станет неуправляемой, ее будет заносить в любых поворотах, поэтому ездить на ней станет невозможно. Это предположение верно лишь в одном случае – если скорость движения заметно превысит 130 километров, а за рулем окажется неадекватный или просто неопытный водитель. Умелые водители даже на скорости 150–160 километров и морально устаревшей вазовской классике с клиренсом почти 180 миллиметров без всяких проблем проходят даже крутые повороты, потому что чувствуют допустимое соотношение скорости и угла поворота. Если же ездить по правилам, то на территории России вообще запрещена скорость свыше 110 километров в час. На такой скорости увеличение клиренса даже на 40 миллиметров не составит большой проблемы, если только водитель не решит устраивать на своей Камри гонки. При езде по правилам и достаточном умении, увеличение клиренса совершенно безопасно. А езда на скорости свыше 40 километров в час для неумелого, неопытного или неадекватного водителя представляет серьезную опасность и без всяких проставок, не говоря уж о гонках на скорости далеко за сотню.