Полиуретановые проставки для увеличения клиренса Kia Rio. Часть 2

Полиуретановые проставки для увеличения клиренса Kia Rio. Часть 2

Первую статью цикла мы посвятили тем опасностям, которыми грозит недостаточный клиренс. Понятно, что эти опасности подстерегают далеко не всех водителей, но от этого они не становятся менее серьезными. Теперь же мы будем говорить о различных способах увеличения дорожного просвета, а также показывать их преимущества и недостатки.

Металлические проставки для увеличения клиренса

Большинство магазинов, торгующих автозапчастями, предлагают и металлические проставки для увеличения клиренса, утверждая, что они являются лучшим средством для увеличения дорожного просвета. По словам продавцов, такие проставки обладают неограниченным сроком службы, поэтому их достаточно поставить один раз и больше никогда не менять. Еще одно преимущество, о котором постоянно твердят продавцы – высочайшая надежность крепления опорных подшипников в любых ситуациях. И что самое интересное, в этих словах все правда, но, далеко не вся. На самом деле минусов у металлических проставок гораздо больше, чем плюсов и самые весомые из них – быстрый износ сайлентблоков и снижение устойчивости машины в поворотах. Чтобы понять, почему так происходит, необходимо внимательно рассмотреть работу подвески. Когда машина едет по хорошей дороге с редко встречающимися небольшими неровностями, подвеска работает штатно – колесо подпрыгивает на кочке и передает кинетическую энергию неподрессоренной массе.

Под термином неподрессоренная масса подразумевают все, что расположено ниже пружин подвески, то есть колесо с тормозным диском или барабаном, нижний рычаг, заднюю торсионную балку, кулаки колес и так далее. В первый момент, когда колесо только начинает подниматься, пружина стойки Макферсон сжимается, благодаря чему резкий удар колеса трансформируется в плавный подъем кузова. Амортизатор не мешает пружине сжиматься, потому что его основное назначение – ограничивать скорость, с которой колесо опускается, чтобы не допустить отскока колеса от земли. Затем подъем колеса заканчивается и, пружина начинает распрямляться, заставляя неподрессоренную массу вернуться к исходному состоянию. Этот процесс происходит медленней, чем подъем колеса, из-за ограничения, вносимого амортизатором.

Совсем иначе подвеска работает на бездорожье, где препятствия гораздо выше и встречаются чаще. Нередки ситуации, когда пружина не успевает разжаться после проезда одного препятствия, как колесо подскакивает на другом и весь цикл работы подвески повторяется, только с меньшей эффективностью работы пружины. Ведь чем сильней сжата пружина, тем меньше ее эффективность, а значит, сильней удар по кузову. Проблема в том, что и передняя и задняя подвеска крепятся с каждой стороны кузова в трех местах. Спереди это опорный подшипник стойки Макферсон, а также передний и задний сайлентблоки нижнего рычага. На задней подвеске это сайлентблок рычага, соединяющего торсионную балку с кузовом, крепление пружины и крепление амортизационной стойки. Когда пружина недостаточно эффективно гасит удар и, он достигает кузова, то кинетическая энергия начинает искать выход, ведь ее недостаточно для быстрого подъема кузова весом в тонну. В итоге энергия находит выход через сайлентблоки, которые можно хотя бы незначительно продавить. Такие сайлентблоки установлены как на нижнем рычаге передней подвески, так и на рычаге, соединяющем торсионную балку с кузовом.

В результате сильного воздействия на сайлентблоки, упругий наполнитель разрывает и продавливает, из-за чего он уже не может эффективно фиксировать рычаг. Это приводит к самопроизвольному изменению углов кастора и развала колес, что негативно влияет как на устойчивость машины в поворотах, так и на ее управляемость. Ведь при сильном износе сайлентблоков переднего нижнего рычага возникает люфт колеса, то есть изменение направления его вращения, пусть и в очень маленьких пределах. Ни скорости до 40 километров в час это не представляет угрозы, потому что водитель замечает плавное изменение направления движения и корректирует его поворотом руля, зато на скорости свыше 100 километров в час такой поворот колеса может привести к столкновению.

 Естественно, эти же процессы происходят и в подвесках без металлических проставок, но проблема в том, что проставки ставят для езды по плохим дорогам, причем на относительно большой скорости, из-за чего и происходит рост нагрузки на сайлентблоки. В отличие от металлических проставок, которые только увеличивают клиренс, полиуретановые проставки еще и выполняют амортизирующую функцию, благодаря чему энергия удара не уходит в сайлентблоки, а тратится на сжатие проставок. В результате срок службы сайлентблоков увеличивается в 2–5 раз, а значит, во столько же раз отодвигается и время проведения капитального ремонта подвески.