Полиуретановые проставки для увеличения клиренса Mitsubishi Pajero – вопросы и ответы. Часть 3

Полиуретановые проставки для увеличения клиренса Mitsubishi Pajero – вопросы и ответы. Часть 3

Во второй статье цикла мы рассказали о многообразии средств и способов, применяемых для увеличения дорожного просвета Mitsubishi Pajero, упомянув установку автобаферов. Теперь же мы рассмотрим последствия такого увеличения клиренса и ответим на простой вопрос – чем плохи автобаферы и почему их не стоит использовать.

Чем плохи автобаферы

Популярность автобаферов обусловлена двумя факторами – невысокой ценой и простотой установки. Стоимость комплекта из четырех автобаферов редко превышает 1800 рублей, поэтому даже не слишком состоятельные владельцы Mitsubishi Pajero могут себе позволить их покупку. Для установки автобаферов не приходится даже колеса снимать, достаточно приподнять одну из сторон машины домкратом, чтобы вывесить колесо, очистить пружину щеткой, смазать мыльным раствором и вставить автобафер между витками. Вроде бы все просто и доступно даже тому водителю, который неделю назад закончил автошколу. При этом подавляющее большинство водителей даже не задумываются, каким образом автобаферы влияют на подвеску, ведь достаточно слов продавца о том, что эти детали увеличивают надежность подвески, продлевают срок службы пружин, амортизаторов и сайлентблоков.

На самом деле все далеко не так радужно и безобидно, ведь подвеска любого автомобиля – это сбалансированная система, в которой характеристики каждой детали подбираются так, чтобы максимально соответствовать остальным элементам, в полной мере это касается длины и жесткости пружин. Автобаферы увеличивают общую длину пружины и ее жесткость, из-за чего машина поднимается над землей и лучше входит в скоростные повороты, по крайней мере, те, кто их установил, уверены в этом. На самом деле проходимость поворотов чуть-чуть снижается, но из-за более высокого центра тяжести создается ощущение более сильного крена водителя и пассажиров, при лишь незначительно увеличившемся боковом крене автомобиля. Если бы этим и ограничивалось негативное влияние автобаферов, то они были бы идеальным средством для увеличения клиренса.

Негативное влияние автобаферов идет по двум направлениям – изменение режима работы амортизатора и сильное снижение прочности пружины. Что такое автомобильный амортизатор? Это заполненная маслом и заваренная с двух концов труба, в которой движется поршень с маленькими отверстиями и клапанами. Пока поршень двигается медленно, масло успевает проходить по каналам и сопротивление амортизатора минимально. Когда скорость движения поршня возрастает, через каналы успевает пройти лишь часть масла, из-за чего сопротивление движению резко возрастает. Масло – несжимаемая жидкость, поэтому, чем выше скорость движения, тем выше сопротивление амортизатора.

Диаметр отверстий в поршне и объемы верхней и нижней камер рассчитаны таким образом, чтобы не мешать быстрому сжатию и наоборот, ограничивать скорость выдвижения штока. Это необходимо для того, чтобы пружина нормально отработала при наезде на кочку, сглаживая удар, но при распрямлении пружины колесо двигалось вниз не слишком быстро. Ведь излишняя скорость опускания колеса приводит к отскоку от земли, из-за чего колесо на какое-то время перестает воздействовать на траекторию движения автомобиля. Установка автобаферов приводит к перемещению поршня вверх, благодаря чему возрастает усилие на сжатие и падает на растяжение. Подвеска становится жестче, ведь большой объем камеры не позволяет поршню быстро двигаться вниз, зато скорость подъема поршня во время разжания пружины резко возрастает, из-за чего скорость движения колеса на спуске значительно увеличивается и происходит отскок.

 В результате подвеска вроде бы становится жестче, но связанного с увеличением жесткости улучшения управляемости на хороших дорогах не происходит. Ведь для этого необходимо не только увеличение жесткости на сжатие, но и такое же увеличение жесткости на растяжение. Однако негативное влияние измененного режима работы амортизаторов на этом не заканчивается, ведь чем жестче подвеска, тем сильней удар по сайлентблокам. А жесткую подвеску устанавливают лишь для хороших дорог, с минимальным перепадом высот. Поэтому любой выезд на грунтовую дорогу, или хуже того, на бездорожье, резко увеличивает нагрузку на сайлентблоки, что приводит к их разрыву. А поврежденные сайлентблоки уже не могут эффективно фиксировать рычаги подвески, из-за чего появляется люфт, который приводит к тому, что колеса самопроизвольно поворачиваются, пусть и на очень маленький угол (до одного градуса при сильном износе сайлентблоков). На небольших скоростях водитель может скорректировать курс поворотом руля, однако на скорости свыше 150 километров в час сделать это не так просто, что резко увеличивает нагрузку на водителя, приводя к быстрой утомляемости и потере внимания. В следующей статье цикла мы продолжим рассказ о негативном влиянии автобаферов на подвеску и покажем, каким образом эти детали снижают прочность пружин.