Полиуретановые проставки и аварийность на дорогах. Часть 4

 

Полиуретановые проставки и аварийность на дорогах. Часть 4

В третьей статье этого цикла мы рассказали о причинах возникновения заноса, особенностях его развития и дали рекомендации по выводу автомобиля из него. Эта информация важна для любого водителя и крайне важна для тех, кто ездит на машинах с полиуретановыми проставками для увеличения клиренса, ведь такие автомобили более чувствительны к центробежной силе. В этой статье мы расскажем об отличиях тормозного и остановочного пути. Эти отличия описаны в правилах дорожного движения, о них рассказывают на уроках теории в автошколах, но на деле большинство водителей либо забывает, либо игнорирует их. Это приводит к тому, что в аварийных ситуациях, возникающих из-за пренебрежения такими знаниями, водители вынуждены совершать резкие повороты, которые могут привести к заносу, а установленные полиуретановые проставки увеличивают вероятность заноса.

От чего зависит остановочный путь

Отличие между тормозным и остановочным путем в том, что первый описывает расстояние, необходимое для остановки автомобиля, а второй состоит из тормозного пути и того расстояния, которое машина проезжает за время реакции водителя. Для опытного водителя в нормальном состоянии время реакции составляет от 0,5 до 3 секунд. За это время он успевает оценить дорожную ситуацию и принять решение – что делать. Ведь далеко не всегда есть возможность остановить машину, к примеру, на покрытой снегом или льдом дороге тормозной путь на скорости 60 километров в час составляет почти 100 метров. Если водитель видит, что не успеет остановиться, то принимает решение поворачивать или максимально снижать скорость, чтобы ослабить удар. Проблема в том, что машину с проставками гораздо сильней кренит в поворотах, поэтому приходится поворачивать с меньшим углом, чем на автомобиле без проставок. Все это увеличивает время реакции водителя, ведь одно дело увидеть перед собой препятствие и нажать на тормоз и совсем другое дело принять правильное решение. На мокрой, покрытой снегом или льдом дороге, а также во время скоростного поворота, попытка резко затормозить, скорее всего, приведет лишь к заносу, о чем мы подробно рассказали в предыдущей статье.

Поэтому хороший водитель всегда следит за состоянием дороги, а также учитывает технические особенности его машины. Благодаря этому он успешно определяет длину тормозного пути, поэтому с одного взгляда определяет, сможет ли его машина остановиться в нужной точке, или нет. Он обязательно учитывает не только наличие снега и льда, но также обращает внимание на температуру воздуха, ведь чем холодней на улице, тем тверже покрышки, а значит, хуже их сцепление с дорогой и длинней тормозной путь. Немаловажное значение имеет и тип шин. К примеру, всесезонные шины обеспечивают средней длины тормозной путь в любых условиях. Еще один параметр, который влияет на длину тормозного пути – это состояние и настройки подвески. Тормозной путь у автомобиля с полностью исправной подвеской всегда будет пусть совсем чуть-чуть, но короче, чем у машины с разбитой подвеской. Ведь что такое разбирая подвеска? Это поврежденные сайлентблоки, которые уже не могут эффективно удерживать рычаги, из-за чего колеса начинают рыскать из стороны в сторону, пусть и в совсем небольших пределах. На высокой скорости и во время поворота это снижает сцепление с дорогой, увеличивает риск блокировки и ухудшает торможение.

Однако сильней всего тормозной путь зависит от скорости движения. Ведь энергия инерции пропорциональна массе автомобиля и квадрату его скорости, поэтому увеличение скорости машины в 5 раз увеличивает инерцию в 25 раз. Поэтому на скорости 20 километров в час тормозной путь составляет 260 сантиметров, а на скорости 100 километров в час чуть-чуть превышает 65 метров, причем на сухой дороге. Если же дорога мокрая или скользкая, тормозной путь сильно увеличивается, при этом энергия инерции и ее зависимость от скорости сохраняются. Поэтому хороший водитель должен не только помнить таблицу длины тормозного пути его автомобиля на различных дорогах, но и уметь визуально определять, как состояние дороги, так и длину тормозного пути. Без этого невозможно нормально прокладывать маршрут и определять скорость движения. Существует простое правило, которое может помочь неопытным водителям и гарантированно убережет их от столкновения до того, как они научатся правильно реагировать в сложных ситуациях и определять длину тормозного пути.

На скорости до 30 километров в час остановочный путь (тормозной путь плюс пробег за время реакции водителя) составляет половину скорости в формате хх километров в час равно хх метров. То есть на скорости 30 километров в час для приема правильного решения хватит 15 метров, которые машина проедет чуть меньше чем за 2 секунды. При этом длина тормозного пути составит около 6 метров, то есть на принятие решения будет всего одна секунда. Если вы не уверены в своей способности быстро принимать правильные решения или не готовы отвечать за их последствия, длина остановочного пути должна быть увеличена. Иными словами, если вы едете со скоростью 30 километров в час, то до ближайшего автомобиля перед вами должно быть не менее 30 метров. На скорости до 60 километров в час длина остановочного пути и дистанция до расположенной перед вами машины должны быть равны скорости, то есть 60 метров на 60 километрах в час. В этом случае у вас будет 2–3 секунды на принятие правильного решения, что совсем не много, ведь на таких скоростях сложно выполнять резкие маневры из-за мощной центробежной силы. На скорости до 100 километров в час длина остановочного пути должна быть равна удвоенному значению скорости.