Полиуретановые проставки и аварийность на дорогах. Часть 7

 

Полиуретановые проставки и аварийность на дорогах. Часть 7

В предыдущей статье мы начали рассказывать о манере езды, а также о безопасности тех или иных маневров как для автомобилей со стандартным клиренсом, так и для тех машин, на которых установлены проставки для увеличения дорожного просвета. Теперь же мы расскажем, как правильно выбирать скорость и траекторию движения на автомобилях с проставками для увеличения клиренса. Ведь, как мы уже говорили в предыдущих статьях, соотношение скорости и угла поворота для таких автомобилей несколько меньше, чем для машин со стандартным клиренсом.

Выбор скорости

Водитель выбирает скорость, ориентируясь на различные параметры. Для кого-то важней быстро доехать до места назначения, для другого на первом месте комфорт движения, третьи ограничивают скорость, заботясь о подвеске. Установка полиуретановых проставок не меняет основных настроек подвески, поэтому за исключением более сильных кренов, вызванных поднятием центра тяжести, никаких изменений в поведении автомобиля нет. Следовательно, на ровных дорогах скорость ограничивают управляемость и устойчивость машины, а на плохих дорогах и бездорожье ограничивающим скорость фактором является воздействие на подвеску. Управляемость и устойчивость машины зависят от состояния и настроек подвески, состояния дорожного полотна, температуры воздуха и других факторов. Воздействие на подвеску зависит от состояния амортизаторов и сайлентблоков, а также от скорости подъема при наезде на препятствие.

Почему же важен правильный выбор скорости и какую скорость считать правильной? Для ответов на эти вопросы необходимо разобрать процессы, которые происходят на высоких скоростях. В первую очередь, это работа подвески. Чем выше скорость, тем сильней колесо подпрыгивает над препятствием. Если машина едет медленно, колесо плавно наезжает на препятствие, затем также плавно съезжает с него. По мере увеличения скорости движения меняется и скорость подъема колеса, а, как известно из физики, энергия равна массе умноженной на квадрат скорости. Поэтому двукратное увеличение скорости приводит к четырехкратному росту энергии, которая воздействует на подвеску. А десятикратный рост скорости увеличивает энергию в 100 раз. Подвеска современных иномарок, причем даже таких, как Рено Логан или Шкода Октавия, рассчитана на хорошие дороги с минимальным уровнем неровностей. Поэтому в Европе или Штатах подвеска таких машин пробегает до капитального ремонта не меньше 200 тысяч километров.

На российских дорогах даже стотысячный пробег считается чуть ли не достижением, ведь подвеска многих машин приходит в негодность гораздо раньше. При этом подвеска российских машин, изначально спроектированная под наши условия, при бережном отношении (таком, как к иномаркам) легко преодолевает рубеж в 150 тысяч километров. Причина этого не в лучшем качестве изготовления, а в меньшей жесткости. Поэтому тот же УАЗ Патриот, при езде по хорошим дорогам, потребует ремонта подвески через 200, а то и 300 тысяч километров, естественно, при бережном отношении. Поэтому при выборе оптимальной скорости необходимо учитывать состояние дороги и, жесткость подвески. Во вторую очередь на выбор скорости влияет дорожное покрытие. Тормозной путь на сухом и ровном асфальте при скорости 90 километров в час составляет менее 40 метров. Тормозной путь на льду или снегу, даже с самой лучшей резиной составит не менее 150 метров при той же скорости.

Описанные выше правила применимы ко всем машинам и не зависят от наличия полиуретановых проставок и высоты клиренса. А вот выбор скорости для выполнения любых маневров, связанных с поворотом, зависит как от высоты клиренса, так и от наличия полиуретановых проставок. Спортивные автомобили и премиальные внедорожники оснащены очень жесткой подвеской, поэтому легко вписываются в большинство поворотов даже на больших скоростях. И это при том, что у спортивных машин очень низкий клиренс (меньше 100 миллиметров), а у внедорожников свыше 200 миллиметров. Обычные легковые машины, не относящиеся к этим классам, не оснащаются такой подвеской, поэтому их крен в поворотах гораздо сильней. Установка полиуретановых проставок снижает скорость прохождения поворотов у любых машин, в том числе премиальных внедорожников и спорткаров, поэтому их водителям приходится это учитывать.

Если же водитель проигнорирует изменения, вносимые полиуретановыми проставками и, войдет в поворот или начнет выполнение маневра на более высокой скорости, то ему не сможет помочь даже жесткая подвеска, ведь до сих пор не придумано средства для нейтрализации центробежной силы. Поэтому мы настоятельно советуем внимательно относиться к выбору скорости после установки полиуретановых проставок. Ведь проставки улучшают проходимость и снижают вероятность повреждения бамперов и кузова на плохих дорогах, но делают машину более чувствительной к боковым кренам. Многие водители, которые пренебрегли этой рекомендацией, попали в аварию и стали во всем винить полиуретановые проставки, хотя настоящая причина ДТП кроется в неправильном выборе скорости.