Полиуретановые проставки и другие способы увеличения клиренса Skoda Octavia. Часть 6

Полиуретановые проставки и другие способы увеличения клиренса Skoda Octavia. Часть 6

Пятую статью этого цикла мы посвятили анализу последствий установки металлических проставок для увеличения клиренса и доказали, что это приводит к быстрому износу деталей подвески. Там же мы вкратце упомянули о такой важной детали, как удлинитель амортизатора. Эту статью мы посвящаем удлинителю амортизатора и подробно расскажем, для чего нужна эта деталь и как ее наличие или отсутствие влияет на работу подвески.

Удлинитель амортизатора

Чтобы разобраться, нужен ли удлинитель амортизатора, необходимо рассмотреть работу каждого узла подвески и влияние пружины и амортизатора друг на друга. Но для начала необходимо разобраться с принципами работы амортизатора. Основа амортизатора – заглушенный с одной стороны цилиндр, в котором вверх и вниз движется поршень. Цилиндр заполнен маслом, воздухом и масляными парами, а в поршне есть отверстия, диаметр которых определяет, сколько масла сможет перейти из верхней камеры в нижнюю и наоборот за определенный промежуток времени. Каждое отверстие оснащено клапаном, который позволяет ему работать лишь в одном направлении: либо вверх, либо вниз. При этом скорость, при которой начинается ограничение, во время входа штока гораздо больше, чем во время выхода. Это сделано для того, чтобы защитить амортизатор от чрезмерного входа штока, а также ограничить скорость движения колеса к земле после проезда препятствия, благодаря чему удается избегать отскока. Помимо правильного соотношения отверстий обоих направлений, должен быть и баланс между верхней и нижней камерами, ведь помимо масла оба цилиндра заполнены воздухом с парами масла. Когда нагрузка на сжатие оказывается слишком большой, например, вы на огромной скорости налетели на большую кочку, давление в верхней камере оказывается настолько огромным, что масло просачивается между поршнем и стенками цилиндра и резко нагревается, вплоть до закипания. Из-за этого давление в камерах цилиндра растет, из-за чего масло выдавливает наружу.

Такие процессы происходят в любом амортизаторе, вне зависимости от того, в каком режиме он работает, однако неправильный режим работы делает эти процессы более сильными. Иными словами, если соотношение объемов верхней и нижней камеры не соответствует нагрузкам и диаметру отверстий в поршне, то описанные выше процессы начинаются при гораздо меньших нагрузках. В результате даже на относительно нормальных дорогах, амортизаторы выходят из строя гораздо чаще, чем должны, ведь потеки масла, это только начало неприятностей. Когда из амортизатора начало вытекать масло, его необходимо срочно менять, потому что его характеристики сильно отличаются от нормальных. Из-за неправильных характеристик нарушается работа всей системы подвески, машина резко теряет в устойчивости и управляемости, ведь подвеска уже не может эффективно гасить скорость подъема и опускания колеса. В результате во время подъема колесо сжимает пружину сильней, чем с нормальным амортизатором, что приводит к увеличению запаса энергии. А чем больше энергии в пружине, тем выше скорость приближения колеса к земле. Из-за этого даже небольшая кочка приведет к тому, что колесо, подпрыгнув на ней, прыгнет еще несколько раз, отскакивая от земли. Если это произойдет во время прямолинейного движения, то ничего страшного, а вот такое поведение колеса на повороте резко увеличивает вероятность заноса машины.

 На задней подвеске автомобиля Skoda Octavia используют два вида удлинителей амортизатора. Первый тип устанавливают между опорой и штоком амортизатора, второй тип ставят между опорой амортизатора и кузовом машины. Первый тип удлинителя представляет собой стальной стержень, диаметром 16 миллиметров, в котором с одной стороны нарезана внутренняя резьба, а с другой наружная. Конец с внутренней резьбой накручивают на шток амортизатора, а на конец с наружной резьбой надевают и фиксируют опору амортизатора. Такой амортизатор можно приобрести в магазинах или заказать его изготовление токарю. Первый вариант обойдется дешевле, зато второй позволяет сделать деталь нужной длины. Второй тип удлинителя представляет собой стальную или алюминиевую (бывают также удлинители из текстолита, фторопласта или эбонита, но они менее надежны) пластину, в которой просверлены отверстия под пластиковую защитную полусферу опоры и крепежные болты. Такие проставки редко встречаются в магазинах, поэтому их заказывают в различных мастерских, где есть фрезеровальное оборудование. В какой-то мере можно снизить трудоемкость изготовления проставки, сняв пластиковую защитную полусферу, в этом случае достаточно просверлить крепежные отверстия и отверстие под шток удлинителя (если нужно).