Полиуретановые проставки и другие способы увеличения клиренса Skoda Octavia. Часть 7

Полиуретановые проставки и другие способы увеличения клиренса Skoda Octavia. Часть 7

Шестую статью цикла мы посвятили такой важной детали, как удлинитель амортизатора. Ведь без удлинителя невозможно нормально увеличить клиренс задней подвески, потому что там пружина и амортизатор установлены отдельно, тогда как на передней подвеске используется стойка Макферсон. Удлинитель амортизатора может пригодиться и на передней подвеске, если вы по каким-то причинам решите установить не нормальные полиуретановые проставки, а детали, известные как автобаферы, то есть межвитковые проставки. Эту статью мы посвящаем этим крайне спорным деталям, имеющим как серьезные плюсы, так и более чем серьезные минусы.

Автобаферы

Мало какой магазин автозапчастей не предлагает своим клиентам автобаферы – полиуретановые или резиновые проставки, которые устанавливают между витками пружин. По сравнению с любыми другими способами увеличения клиренса, у автобаферов есть два весьма серьезных преимущества, которые очень ценят начинающие водители – дешевизна и простота установки. Комплект из 4 проставок обычно обходится дешевле 2 тысяч рублей, поэтому его могут купить не только владельцы Skoda Octavia, но и хозяева еще советских машин. Второе преимущество – простота установки, связано с тем, что для этой операции нет необходимости даже снимать колесо. Достаточно вывесить одну сторону машины, протереть пружину, для очистки от грязи и вставить между витками автобафер. Если автобафер правильно подобран, то вставляется между витками пружины с серьезным усилием, поэтому для облегчения установки его смазывают жидким мыльным раствором.

На этом плюсы автобаферов заканчиваются и начинаются более чем серьезные минусы, из которых наиболее серьезных два – изменение режима работы амортизаторов и перенапряжение пружины. Об изменении режима работы амортизатора и методах борьбы с этим явлением мы уже рассказывали в предыдущей статье этого цикла, поэтому подведем лишь краткие итоги. После установки автобаферов изменяется «точка покоя» амортизатора, что приводит к изменению соотношения верхней и нижней камер. В таком режиме даже незначительные нагрузки приводят к закипанию масла, после чего давление в обеих камерах увеличивается настолько, что продавливает масло через сальник штока. Из-за потери масла амортизатор теряет жесткость, что приводит к более сильному сжатию пружины во время наезда на препятствие, а также к слишком большой скорости, на которой колесо встречается с землей. Слишком большая скорость приводит к отскоку колеса, из-за чего увеличивается время, в течение которого колесо никак не влияет на траекторию движения машины.

Второй серьезный минус связан с тем, что автобафер перенапрягает металл. Это происходит из-за того, что режимы работы пружины целиком и металлического прута, из которого она сделана, сильно отличаются. Пружина целиком работает на сжатие или растяжение, расстояние между витками увеличивается или уменьшается, из-за чего меняется и длина пружины. Работа же металлического прута, из которого свита пружина, протекает совсем иначе. Прут не сжимает и не растягивает, его скручивает, поэтому основа работы пружины – торсионный эффект. Когда пружина сжимается, стальной прут подвергается сильным крутильным нагрузкам, которые равномерно распределяются по всей его длине. Благодаря этому нагрузка во всех участках пружины одинакова, поэтому на металл не воздействуют никакие дополнительные внешние факторы. Когда между витками вставляют автобафер, часть витков выпадает из общей работы, поэтому на границе с проставкой возникают участки с сильным внутренним напряжением, которое разрушает кристаллическую решетку стали.

 Этот процесс протекает тем сильней, чем выше нагрузка на подвеску, то есть каждая поездка по бездорожью, яме или грунтовой дороге снижает ресурс пружины и разрушает ее структуру. Со временем в этих местах металл слабеет настолько, что даже небольшой кочки достаточно для перелома. Хорошо еще, если пружина лопнет в гараже или где-то неподалеку, причем на низкой скорости, гораздо хуже, если пружина лопнет в повороте или во время резкого торможения. В этом случае вероятность заноса или переворота машины резко возрастает, ведь перелом пружины всегда сопровождается проседанием одного из колес, а проседание колеса резко снижает нагрузку на него и его сцепление с дорогой.  Все это говорит об одном – дешевизна автобаферов не является сколько-нибудь существенным преимуществом. Даже одна установка удлинителей амортизатора, которая восстанавливает режимы работы этих деталей, как минимум уровняет стоимость установки автобаферов и полиуретановых проставок на передней подвеске. Кроме того, необходимо учитывать резкое сокращение срока службы пружин, которые вместо положенных 100 тысяч километров прослужат в лучшем случае 20 тысяч километров, после чего переломятся и их придется менять.