Полиуретановые проставки для Ford Fusion – что и зачем? Часть 3

Полиуретановые проставки для Ford Fusion – что и зачем? Часть 3

Во второй статье этого цикла мы рассказывали о двух неудачных способах увеличения дорожного просвета, которые заканчиваются сильным снижением управляемости и устойчивости машины, а также быстрой поломкой подвески. Это происходит из-за нарушения режима работы амортизатора, а также из-за отсутствия между пружиной или опорным подшипником и кузовом амортизирующего элемента. Теперь же мы будем рассказывать о резиновых и полиуретановых проставках, которые обеспечивают эффект дополнительной амортизации и при правильной установке не меняют режима работы подвески.

Резиновые проставки

Изначально резиновые прокладки (аналог проставок, только небольшой толщины) использовали именно как демпфирующий (амортизирующий) элемент, защищающий детали подвески от сильных ударов. Ведь нередки ситуации, когда из серии ударов удается эффективно погасить лишь первый, поэтому как минимум половина энергии каждого из последующих ударов проходит через подвеску и бьет по кузову. Резиновые прокладки дешевы, зато снимают как минимум половину излишней нагрузки с сайлентблоков, благодаря чему последние работают гораздо дольше. Для таких прокладок применяют мягкую упругую резину, ведь от них не требуется фиксировать опорный подшипник или пружину подвески. К тому же их ставят в такие места, где небольшой сдвиг не может повредить, например, между верхней чашей стойки Макферсон и пружиной. Однако с начала нового тысячелетия от таких прокладок начали отказываться, ведь производителям невыгодно выпускать слишком надежные машины, которые служат своим владельцам слишком долго. Желательно, чтобы владелец машины менял ее один раз в два или три года, увеличивая тем самым прибыль автопроизводителей. В полной мере это относится и к Ford Fusion, ведь его разрабатывали для хороших дорог, хоть и сделали слегка похожим на кроссовер.

Основная проблема таких проставок – недостаточное соотношение прочности, жесткости и упругости резины, ведь натуральный каучук не используют для изготовления этих деталей. В большинстве случаев для изготовления проставок используют вторичную резину, то есть вторсырье. Для этого поврежденные или ненужные куски резины дробят и перетирают в порошок, затем смешивают с различными добавками и нагревают до расплавления, одновременно перемешивая. Такой способ изготовления позволяет серьезно экономить на сырье, однако полученный материал, несмотря на тщательное перемешивание, обладает различной прочностью и жесткостью. Кроме того, по мере увеличения жесткости резины, а для проставок нужна очень жесткая резина, падает ее упругость. Это качество присуще даже натуральному каучуку, в который для достижения нужной жесткости добавляют различные компоненты. Поэтому резиновые проставки либо упругие, либо прочные, либо достаточно жесткие. В лучшем случае удается сочетать две характеристики, например, прочность и упругость, но тогда совершенно недостаточна жесткость. Либо жесткость и упругость, но такой материал оказывается непрочным и не выдерживает долгой эксплуатации. Поэтому на российских дорогах срок службы даже хороших резиновых проставок не превышает 30 тысяч километров.

Полиуретановые проставки

Основное отличие полиуретана от резины (не считая способа его получения) в том, что соотношение прочности, жесткости и упругости в несколько раз выше. Благодаря этому удается не только создать проставки достаточной жесткости и прочности, позволяющие им удерживать на месте пружину задней подвески и опорный подшипник стойки передней подвески, но и обеспечить долгий срок службы проставок. На российских бетонированных и асфальтированных дорогах срок службы полиуретановых проставок составляет 90–120 тысяч километров, что сопоставимо с ресурсом оригинальных сайлентблоков. Прочность полиуретановых проставок настолько высока, что образовавшийся в результате удара о препятствие дефект одного из тонких рычагов передней или задней подвески не меняет положения пружин или опорных подшипников. Если же будет поврежден мощный нижний рычаг передней подвески или торсионная балка задней подвески, то полиуретановые проставки не смогут удержать на месте пружину или опорный подшипник. Но и ездить на таком автомобиле нельзя, о чем мы подробно рассказывали во второй статье этого цикла.

 Все это делает полиуретановые проставки лидером среди всех средств увеличения клиренса, ведь они снижают нагрузку на амортизаторы и сайлентблоки, увеличивают надежность подвески да и сами обладают весьма изрядным ресурсом. Однако все это относится лишь к тем проставкам, которые правильно установили, ведь если на передней подвеске проставку ставят под стойку Макферсон, объединяющую пружину и амортизатор, то на задней ее устанавливают лишь под пружину. В следующей статье мы расскажем о серьезной проблеме, которая возникает при такой установке проставки, а также о том, как ее устраняют.